Истоки рыцарской культуры
Яркую страницу в средневековой культуре составляет рыцарская культура. Создателем этого направления является военно-аристократическое сословие. Оно же стало единственным носителем рыцарской культуры. Рыцарство зародилось в раннее средневековье и достигло расцвета в $XI-XV$ веках. Истоками рыцарской культуры стали:
- культура варварских народов, уходящая в глубины веков;
- развитая концепция христианского служения. Первоначально она воспринималась как религиозное суждение, но позднее приобрела иную окраску – служение государству, своему сеньору, даме сердца.
В корне рыцарского этоса (стойких требований к нормам поведения) лежит верность сеньору. Рыцари признавали предательство и вероломство самыми тяжким грехом. Наказание за нарушение верности было жестоким, вплоть до исключения из корпорации. Профессиональная деятельность рыцаря – война. Со временем рыцарство берёт на себя ещё одну функцию – защитника справедливости. Хотя рыцари воспринимали справедливость своеобразно и только относительно своего круга, она составила важную составляющую в этосе военного сословия. Её ярко выраженный сословно-корпоративный характер чётко проявляется в высказывании Бернарда де Борна:
«Любо мне видеть народ голодающим, раздетым, страждущим. Не обогретым».
Рыцарский кодекс и реальная жизнь
Рыцарский кодекс предписывал множество ограничений и требует множество достоинств от представителей рыцарства. Как считал Раймонд Луллий, рыцарь – это «тот, кто ведёт благородный образ жизни и поступает благородно». Благодаря рыцарской культуре возникает придворный (куртуазный) этикет. Это особый стиль поведения, способы выражения чувств и отличный быт. В придворной культуре воспевается культ дамы. Избранница сердца воспринималась как богиня, ей поклонялись, её посвящали стихи, песни и подвиги. В реальной жизни жёны многих рыцарей после свадьбы испытывали жестокий нрав своих мужей на себе, вплоть до того, что ходили со сломанными носами.
Многие стороны жизни рыцари специально выставлялись напоказ. К привлекательным чертам относились щедрость, благородство, храбрость. Даже если храбрость была безрассудной, а щедрость вела к обнищанию. Воин постоянно стремился к лидерству, стать первым, найти путь к славе. Его подвиги должны быть известны всему миру. Всё это придавало блеск рыцарской культуре, привлекало внимание, требовало соблюдение ритуалов и использование ярких символов и атрибутов. Одним из таких проявлений стали рыцарские турниры, которые имитировали настоящие военные сражения/ К $XIII$ веку они приобрели особую пышность, на них собирался весь цвет рыцарского общества. Гибель участника или нанесение ему увечья на турнире лишь усиливали интерес к мероприятию.
Трубадуры
К началу $XII$ века появляются первые трубадуры (рыцари-поэты). Местом их возникновения считается Прованс. Они писали стихи о любви и распевали их на городских площадях. Известны имена таких трубадуров:
- Гильом $IX$, герцог Аквитании (первый трубадур);
- Бернард де Вентадорн (представителем придворной лирики);
- Гираут де Борнель(его называли «магистром поэтов»);
- Беатриас де Диа (описывала страдания брошенной возлюбленным дамы);
- Мария Шампанская (знаменитая меценатка и ценительница поэзии).
Рыцарская литература выражала стремления рыцарства и, одновременно, формировала идеалы рыцарского самосознания. Влияние литературных произведений была настолько сильным, что хронисты пытались описывать события в соответствии с образцами из рыцарских романов. Романы авторы писали не на непонятной многим латыни, а на национальном языке. Сюжет произведений развивался как череда приключений главного героя. Важным источником придворного рыцарского романа в Западной Европе стали сказания о короле Артуре и о деятельности рыцарей Круглого стола. История любви Тристана и Изольды родилась именно из них.