Спарта - это античное древнегреческое государство, располагавшееся в области Лакония на юге Пелопоннесского полуострова.
Отличия Спарты и Афин
Спарта, наряду с Афинами, была крупнейшим полисом архаической и классической Греции. Подобно Афинам, в Спарте существовала античная форма собственности в качестве коллективной собственности граждан-спартиатов. Политическое управление было сосредоточено в руках коллектива спартиатов. Также существовала традиционная для полисной системы связка гражданин-воин. В Спарте проявлялся республиканский, но отличный от Афинского государства, вариант государственного устройства.
Между Спартой и Афинами существовали достаточно глубокие различия. Если политический строй в Афинах принял форму рабовладельческой демократии, то в Лаконии господствовала рабовладельческая олигархия. Динамично развивающаяся торгово-ремесленная экономика Афин резко контрастировала с застойной аграрной спартанской экономикой. Кроме того, ярко выражалась разница в социальном устройстве этих двух полисов.
Формирование Спартанского государства
Начало складывания спартанского полиса относится к концу дорийского завоевания. Дорийские племена оседают в Пелопоннесе около XII–XI веков до н. э. В X веке до н. э. в Лаконике возникло поселение Спарта, объединявшее пять деревень переселенцев. Также дорийцы заняли плодородную Мессению и Арголиду.
Местное население было покорено и частично истреблено. Однако некоторым ахейским родам удалось поладить с захватчиками, и в состав спартанской аристократии входили несколько древних родов ахейцев, из которых один был даже царским. К этому периоду относится возникновение спартанской государственности. Формирование спартанского государства было определено завоеванием обширных территорий, коротким по времени. Завоеватели-дорийцы при этом стояли на низком уровне социального и экономического развития, еще только переживая разложение родовых отношений. Этим были созданы предпосылки для сохранения в Спарте ряда пережитков родоплеменного строя.
Завоеванием определялся также характер социального устройства спартанского полиса. После покорения соседней плодородной Мессении в ходе Мессенских войн VIII–VII веков до н. э., спартиаты все принадлежащие им земли поделили на 9 тысяч участков. Каждому полноправному спартиату, члену «общины равных», достался такой участок в пожизненное владение вместе с жившими на нем семьями местных жителей – илотов. Однако спартиаты сами не занимались производительной деятельностью. Поэтому илоты в Спарте стали основной эксплуатируемой массой. Они владели орудиями труда, обладали относительной хозяйственной самостоятельностью, отдавали большую часть урожая общине спартиатов не имели гражданских прав.
Илоты принадлежали спартанской общине в целом, а не отдельному спартиату. Их имуществом и жизнью мог распоряжаться только коллектив спартиатов, причем даже самые незначительные протесты с их стороны карались жесточайшим образом. Община спартиатов устраивала криптии, безнаказанно убивая самых сильных и активных из них.
Криптия - террористическая акция устрашения илотов.
Спартанских илотов, таким образом, можно считать типичными рабами, но не частновладельческими, а государственными.
Также в спартанском обществе была социальная группа периэки (буквально – «живущие вокруг»). Преимущественно это были потомки дорийцев, по разным причинам не вошедшие в состав спартанской общины. Проживали периэки в прибрежных областях и занимались торговлей и ремеслом. Поселения периэков имели права внутреннего самоуправления, но специальные спартанские чиновники их держали под постоянным контролем. Периэки были должны выставлять небольшой контингент в состав ополчения полиса. Политических прав и прав на владение землей у них не было. Положение периэков сопоставимо с положением афинских метеков, кроме того, что периэки участвовали в воинском ополчении. Метекам это запрещалось.
Политическое устройство Спартанского полиса
Спартанское политическое устройство по сравнению с Афинами было более архаичным. Формально общину спартиатов возглавляли два царя-военачальника, при этом одна царская династия была ахейская, другая – дорийской, что и определяло характер диархии в Спарте. Функции царей были ограничены. Это были военачальники, а в мирные годы они осуществляли некоторые жреческие и судебные обязанности.
Оба царя входили пожизненно в состав герусии, готовившей спартанские законы и одновременно являвшейся высшим военным советом и верховным судебным органом.
Геруссия – это спартанский совет старейшин, состоящий из 30 членов и 28 выборных старцев, не моложе 60 лет.
В спартанской общине верховным государственным органом была апелла.
Апелла – это народное собрание полноправных спартиатов.
В отличие от экклесии (афинского народного собрания), апелла не имела права законодательной инициативы и могла только утверждать или отклонять подготовленные геруссией решения: специальная комиссия по шуму и крикам определяла, «за» или «против» проголосовало народное собрание.
Эфорат был еще одним органом государственного устройства в Спарте. Коллегия, состоящая 5 эфоров, изначально возникла как орган контроля за деятельностью герусии и царей и вскоре стала дополнительным верховным органом власти спартанской олигархии. Эфоры избирались по одному от каждого спартанского поселения сроком на один год. Они имели высшую контрольную власть, право привлекать к ответственности спартиатов, включая царей и геронтов, наблюдали за соблюдением законов и правил спартанского образа жизни. Также эфоры руководили внешней и внутренней политикой Спарта и террористическими мероприятиями против илотов.
Этот архаический государственный строй получил название Ликургова по имени легендарного Ликурга, установившего его. Однако сейчас исследователи считают, что этот строй устанавливался не сразу, а постепенно.
Реформы Ликурга сделали Спарту единым военным лагерем, что было необходимо с учетом потенциальной опасности мятежей илотов. Важным принципом, лежащим в основе «Ликургова строя», был принцип равенства граждан спартанской общины, в соответствии с которым складывалась «община равных». Была разработана система мер для сведения к минимуму любых возможностей личного обогащения спартиатов и имущественного неравенства. Поэтому из денежного обращения были изъяты все серебряные и золотые монеты и роль денежного эквивалента выполняли железные прутья, давно вышедшие в Греции из употребления. Ремесло и торговля считались позорящими спартиата занятиями. Сделки по продаже земли были под запретом, на ней трудились исключительно илоты. Все спартиаты носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой утварью ели одинаковую пищу на общественных трапезах-сисситиях.
Это способствовало консолидации спартанского гражданского коллектива. Спартанская фаланга не знала равных на полях битв. Уже в VI веке до н. э. Спарта, подчинив Коринф, Мегары и другие крупные полисы Греции, в стала во главе Пелопоннесского союза.