Роль религии в средневековой Западной Европе
В раннем средневековье в духовно-культурной сфере усиливается роль религии и духовенства. Выработалась система отношений светской и церковной властей. В течение первого тысячелетия нашей эры в Западной Европе христианство из сообщества гонимых немногочисленных сторонников учения Христа превратилось в мощную надгосударственную силу.
В католическом мире папой называют главу церкви, епископа Рима, великого понтифика. Первым епископом римской общины христиан в I веке нашей эры был ученик Иисуса Христа апостол Петр. В IV–V веках римские епископы заняли среди других епископов ведущее место. Их конкурентами были византийские иерархи. В 756 году при поддержке короля Франции Пипина Короткого возникло папское государство (Папская область, Вотчина Святого Петра, Равеннский экзархат). Папа в 754 году помазал Пипина и его сыновей на королевство и освятил, опираясь на авторитет церкви, власть семьи. Остальные ветви Каролингов таким образом были лишены прав наследования. Папа укрепил центральную королевскую власть, противостоявшую франкской феодальной аристократии. Одновременно франкскому королю был присвоен титул «патриций Рима». В 800 году папа римский короновал сына Пипина Карла Великого как императора Священной Римской империи, что вызвало со стороны Византии резкий протест. В 962 году такую же процедуру провели в отношении германского короля Оттона I, ставшего новым императором Священной Римской империи. В ответ папа получил гарантии неприкосновенности престола. В 1075 году Папа Григорий VII изложил в «Диктате папы» свою политическую программу. Он обосновал политическое и религиозное верховенство папы над светскими правителями, идею теократии. Григорий VII активно участвовал в направленной на укрепление церкви Клюнийской реформе. Он запретил симонию и ввел целибат.
Симония – приобретение за деньги церковных должностей.
Целибат – это обязательное безбрачие духовенства.
Григорий VII боролся с императором Генрихом IV за инвеституру.
Инвеститура – это право назначения на церковные должности.
Григория VII канонизировали в 1606 году.
Изначально христианская церковь претендовала на контроль в отношении всей духовной жизни общества, включая объяснение исторического процесса. Августин Блаженный (354-430), христианский церковный деятель и теолог в своём сочинении «Град божий» представил философию истории как мировую эволюцию, которая объединяет личности и племена в целое человеческого рода. В представлении Августина Блаженного история развертывается как процесс воспитания рода человеческого к спасению, очищению достойных, предопределенных от греха и муки к праведности и блаженству. Таковы законы развития истории и ее прогресс. Данная концепция господствовала тысячелетие. Для христиан она и в наши дни имеет важное значение.
«Цезаропапизм» в Византии
В Византии церковь уже в первые века официального признания приобрела огромное влияние и превратилась в конкурента светской власти. Императоры в обстановке борьбы с арабами нуждались в финансовых и материальных ресурсах, но к середине VII века треть имперских земельных площадей находилась в руках монастырей. Монастырские земли были освобождены от налогов и в целом пользовались иммунитетом. Поэтому императоры повели борьбу за подчинение церкви нуждам государства. Процесс получил название иконоборчества, так как гонения на церковь внешне выразились в уничтожении церковных реликвий, в том числе икон. Исавры считали, что изображение Бога, ликов святых является проявлением амбиций, гордыни, «превышением полномочий» церковников. «Кампания против икон» по существу послужила прикрытием секуляризации церковного имущества, переходившего в руки государства. Отобранные у монастырей земли отдавались воинам. За счет монастырских богатств Византия сумела выстоять против арабов. Гонения прекратились при императоре Михаиле III (842–867 годах), однако фактически восточная христианская церковь была подчинена государству. Государство установило размеры обеспечения церкви, распоряжалось церковным имуществом и церковными должностями, держало под контролем всю жизнь духовного сословия. Византийская система отношений светской и церковной властей именовалась «симфонией». Это понятие означало гармоничное взаимодействие и заинтересованное взаимопонимание. В историографии утвердилось определение цезарепапизм в отличие от папизма в Западной Европе. Церковь и патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но духовная власть при столкновении со светской властью отступала.
Цезаропапизм – это термин, используемый для обозначения отношений между властью императора и церковью в Византии, в которых император выступал главой Церкви.
Религия в средневековых обществах востока
В арабском мире VII–X века ислам определял все стороны общественной и государственной жизни.
Буддизм не удовлетворял интересы правящих кругов Индии. В его лоне возникли разнообразные секты, которые выступали против кастовых и варновых привилегий, проповедовали идеи экономического и религиозного равенства. В противовес буддизму происходит восстановление и реформирование древней брахманистской религии, на базе которой возник индуизм. В индуизме не было церковной иерархии и церковного аппарата. Брахманы по праву рождения становились духовными наставниками верующих, которым предписывалось повиноваться под страхом гнева богов. Индуизм вытеснил буддизм, который распространилсяв основном за пределами Индии.
В Китае в эпоху раннего феодализма господствующее положение занимало конфуцианство, ставшее идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство благословляло патриархальные иерархические «пять отношений»:
- между государем и чиновниками;
- между родителями и детьми;
- между мужем и женою;
- между младшими и старшими братьями;
- между друзьями.
Специального жречества в Китае не было. Правила исполнения обрядов сыновья познавали от отцов. Обряды иногда отправляли «профессора церемоний» - должностные лица, состоявшие на государственной службе, но не образовывавшие особого сословия. Конфуцианство, поддерживая культ императора и предков, считало, что император управлять страной должен через конфуциански образованных чиновников. Для них предусматривался государственный экзамен. Получить государственную должность можно было только после его сдачи.