В Древней Греции не было единой религиозной системы, религия строилась на культах разных божеств, которые не считались всесильными, а были покровителями одной или сразу нескольких стихий или сфер деятельности человека. Зачастую такие религиозные представления имели расхождения в разных регионах, так Артемиду считали покровительницей девственниц либо охотников и т. д. Богов соотносили с разными животными (отголоски тотемизма).
Несмотря на это, учения, которые зарождались в ту эпоху, в той или иной мере подготовили умы европейцев к восприятию христианства, в частности, орфики опирались на традиционные религиозные представления, ввели и развили множество религиозных идей.
Орфиками называли приверженцев орфи́зма мистического учения Древней Греции, связанного с именем мифического поэта и певца Орфея. Возникло оно приблизительно в VI веке до н. э
Развитие религиозных взглядов
Формирование и развитие религиозных взглядов в Греции прошло несколько периодов, соответствующих периодам развития древнегреческой культуры. Историки обычно выделяют следующие.
Крито-микенский период (III-II тыс. до н.э.). завершился разрушениями, вызванными извержением вулкана и наводнениями.
Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). в этот период сформировалась политическая система Греции, появились полисы. Завершился период созданием знаменитых поэм Гомера, в которых присутствует религиозная тематика.
Определение 1Полис – особая форма социальной и экономическо-политической организации древнего общества.
Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). сформировались главные особенности культуры и религии древней Греции.
Классический период (V-IV вв. до н.э.). славится подъемом древнегреческой культуры.
Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). происходит синтез древнегреческой культуры с культурами других народностей.
В греческом представлении боги отчасти были простыми людьми, мужчинами и женщинами, которые вступали в отношения, рожали детей, вели войны и самым наглым образом вмешивались в человеческие дела. Все эти мифы существовали исключительно в устной форме, так как в религии греков не существовало священных текстов, позже были предприняты попытки зафиксировать эту устную традицию, например, Гесиодом в его Теогонии и косвенно в поэмах Гомера.
Религия в поэмах Гомера
Главными источниками, содержащими информации о религии Древней Греции, являются поэмы великого Гомера «Илиада» и «Одиссея». На основании текстов Гомера, исследователи пришли к выводу о том, что все боги были разделены на три группы:
- небожители или уранические боги (к ним относились 12 богов Олимпа);
- боги подземелья (Аид, Деметра, Эринии);
- земные боги (Гестия, покровители домашнего очага и семьи).
Изображая богов, Гомер в качестве примера брал образ человека, и это было большим прогрессом, в сравнении, например, с древними египетскими звероподобными божествами. Вместе с этим такая позиция могла обернуться и большой опасностью, углядев в богах человеческое начало, древние греки вложили в них все многообразие чисто людских слабостей. Таким образом, в гомеровском изображении боги не имели ничего сверхчеловеческого, обладали обычным, пусть и исполинским телом, также им был необходим отдых и сон, они любили праздники и предавались любовным утехам.
Другие древние источники свидетельствуют, что греческим богам была присуща еще одна отрицательная черта, они были жадны, при этом очень коварны и завистливы. Лишь одно отличие отдаляло их от людей, они были бессмертны благодаря специальному магическому напитку, в общем, у Олимпийских богов наблюдалось полное отсутствие этических принципов.
Боги также считались покровителями городов, некоторые культы были заимствованы из других стран, например, Адонис, и включены в список греческих богов
Распространение древнегреческой религии и ее закат
Постепенно греческая религия начала распространяться и оказывать влияние на этрусков и древних римлян.
Этруски – древняя цивилизация, населяла в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова.
В 353 году выходит закон, запрещающий приносить жертвы языческим богам на территории Римского государства и приказывающий закрыть все языческие храмы. Через три года вышел другой закон, который установил смертную казнь за участие в жертвоприношениях и поклонениях языческим богам. В 950 году в Харране закрыли последний древнегреческий языческий храм, а в 988 году были крещены последние язычники. В настоящее время эта религия представлена в виде неоязычества.
Религиозная жизнь проявлялась везде в любом месте и в любое время, помимо древних храмов священными считались очаги в частных домах, люди могли посещать такие места в любое время, когда захотят. Люди делали богам такие подношения, как цветы и еда, так они рассчитывали искупить грехи или отблагодарить за какой-то поступок.
В Древней Греции храмы часто посещали люди, которые пытались исцелиться от болезни, особенной популярностью в этом плане пользовались храмы, которые были связаны с богом медицины Асклепием.
Греки искали и находили знаки от богов в повседневной жизни и рассматривали эти знаки как предвестники будущих событий, такими знаки могли быть птицы в небе, случайно оброненное слово в беседе с другом или даже простое чихание, которое считалось как благоприятным знаком, так и предвестником неблагоприятного события.
Такие религиозные взгляды и убеждения были подвержены серьезной критике со стороны мудрецов и философов, но они не могли в полной мере отражать взгляды широких слоев населения, поэтому религия была чем-то вроде фундаментальной части жизни для простых жителей Древней Греции.