Справочник от Автор24
Найди автора для помощи в учебе
Найти автора
+2

Реформаторская деятельность Клисфена

Определение 1

Клисфен – это афинянин из знатного рода Алкмеонидов, политический деятель, проведший ряд реформ, подорвавших мощь родовой знати и утвердивших демократический строй.

Биография Клисфена

Первое упоминание о Клисфене найдено во фрагменте афинской записи, содержащей список архонтов, из которой следует, что Клисфен был архонтом в 525 году до н. э. Этому возражает античная традиция, согласно которой Алкмеонидов изгнал тиран Писистрат и с тех пор боролись с тиранией. Это заставило учёных предположить, что Клисфен, как и другие Алкмеониды, был возвращен сыновьями Писистрата Гиппием и Гиппархом в Афины и изгнан вновь после убийства Гиппарха в 514 году до н. э. С этого момента Алкмеониды действительно развивают против тирании активную борьбу: укрепляют местечко Липсидрий, а после военного поражения — подкупают оракула в Дельфах, чтобы тот повелел спартанцам освободить от тирании Афины. Те выполнили повеление в 510 году до н. э. при помощи афинских противников тирании; о роли в событиях Клисфена источники не говорят, но она, вероятно, была немалой.

После освобождения в Афинах за власть начали борьбу Клисфен и Исагор, избранный архонтом на 508/507 годы. Исагор опирался на аристократические гетерии и придерживался олигархического направления, тогда как Клисфен, апеллировал к народным массам и предложил план демократических реформ. Исагор запросил помощи у Спарты. Царь Спарты Клеомен I прислал послов к афинянам с требованием изгнать запятнанных «килоновой скверной». Клисфен бежал, однако Клеомен пришел в Афины с отрядом и изгнал из города 700 семей. Затем он попытался разогнать Совет четырехсот и передать власть Исагору и 300 его приверженцам. Результатом стало восстание; Клеомен с союзниками был осажден на Акрополе, а после покинул Афины. Исагор бежал с ним, а его приверженцы то ли тоже покинули город, то ли были перебиты. После этих событий Клисфен вернулся и провёл серию реформ, утверждавших афинскую демократию.

Реформы Клисфена

Клисфен ликвидировал традиционное деление на четыре филы – территориально-родовых округа, бывшее опорой группировок родовой знати. В новую основу деления легли демы, которые объединялись в 30 триттий, а те — в 10 фил, нарезанных произвольным образом и не имевших сплошной территории. Изначальное число демов Геродотом определено во 100; затем их число росло.

«Реформаторская деятельность Клисфена» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Скидки на первый заказ
Все промокоды
Собрали более 72 000 авторов учебных работ
Найти автора

Демы были названы по именам местностей, по мифическим основателям, или по знатным родам, жившим в том или ином деме. Афинянин отныне становился членом коллектива граждан не по принадлежности к роду, а по принадлежности к дему. По достижении совершеннолетия он вносился в гражданские списки своего дема. В официальных документах его именовали по названию дема (Деметрий из Алопеки). Клисфен стремился к тому, чтобы такое наименование вытеснило отчества. Однако название дема достаточно быстро утратило связь с местожительством и лишь напоминало, к какому дему были приписаны предки гражданина при Клисфене.

По пространству и населённости демы разнились между собой, так как при их формировании Клисфен отталкивался от традиционного деления Аттики на деревни. В местных делах дем пользовался самоуправлением; в государственном управлении демы принимали участие через филы.

Дем, с демархом и местными властями, с общедемотскими собраниями, культом и землями, воспитывал граждан для деятельности на общегосударственной арене. Законодатель без особого труда ввел в новое деление новых граждан — переселившихся в Аттику чужеземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов объединялись в триттию. Всего их было 30: 10 в городе и округе, десять на побережье в Паралии и 10 во внутренней области Аттики Месогее. Триттии по жребию были распределены между 10 филами, чтобы в каждой филе были одна городская триттия, одна триттия из Паралии и одна из Месогеи. Так были разорваны родо-территориальные связи и предупреждено создание партий педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновское деление прослеживается до середины IV века нашей эры (когда фил было уже 13, а демов до 200). Патронами (покровителями) клисфеновских фил стали, по указанию Пифии, 10 героев, которые дали свои имена филам.

Территориальная реформа повлекла за собой реформу в формировании городского Совета. По законам Солона Совет представлял собой Совет Четырёхсот – по 100 человек от каждой филы. В Совет Пятисот входили по 50 человек от каждой филы, избиравшихся в демах; совет в течение года делился на 10 секций по филам; должностные коллегии состояли из 10 магистратов, по одному от филы; также по филам выбирались 6000 присяжных судей; пехота состояла из 10 полков, а конница из 10 эскадронов. Таким образом, в основе государственного управления лежала не территориальная единица, а политическая.

Клисфен не уничтожил давние родовые деления Аттики; после него продолжили существование роды, фратрии и ионийские филы. Он увеличил количество фратрий, изменив их личный состав, в их среду кроме древних родов вошли члены религиозных товариществ, не принадлежавшие к родам. Фраторов объединяли общие культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежность к фратрии обуславливала права и звание афинских граждан до 18-летнего возраста. Однако родовое деление перестало играть политическую роль.

Также Клисфен основал коллегию из 10 стратегов (по 1 от филы), в руки которых от архонта-полемарха перешла военная власть; в отличие от архонтов стратегами могли стать представители любых классов, кроме фетов.

Для предотвращения новых попыток установления тирании Клисфен ввёл остракизм.

Определение 2

Остракизм – это народное голосование в древних Афинах, во время которого на глиняных черепках граждане писали имя гражданина, угрожавшего демократии. Если число потребовавших изгнания оказывалось менее шести тысяч, то остракизм в исполнение не приводился. Тот же, чьё имя оказывалось упомянутым большее число раз, изгонялся на 10 лет без конфискации имущества.

Результаты реформ Клисфена

Реформы Клисфена завершили объединение Аттики и образование органического целого социума из враждовавших групп населения. Аристотель утверждает, что Клисфен сделал Афины демократическими, а Геродот находил причинную связь между клисфеновской организацией афинской республики и последовавшие вскоре успехи афинян в войнах с халкидянами и беотийцами: те были нерадивы под гнетом тиранов.

Дата последнего обновления статьи: 07.01.2025
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot