Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Промышленный переворот в Германии

Определение 1

Промышленная революция — это начавшийся в 1815 году прорывной этап в индустриализации Германии.

Промышленная революция

Германия на путь капиталистического развития вышла позже, чем Англия и Франция. Здесь промышленный переворот начался в 1830-х годах и продолжился до 1870-х годов. Важнейшими причинами отставания были наличие феодальных порядков в сельском хозяйстве, сохранение цехов и политическая раздробленность.

В отличие от Англии, становление в Германии общества нового типа произошло эволюционным путём. Средневековые порядки ликвидировались путём реформ. После революции 1848 года в Германии сохранилась феодальная монархия и экономическая и политическая власть юнкеров. Правда, монархия была ограниченной, и национальная буржуазия получила политические права.

Определение 2

Юнкера – это крупные землевладельцы в Германии.

Запоздание промышленного переворота обуславливалось изолированностью Германии от мировых торговых путей, отсутствием флота. Раздробленные государства Германии строили свою экономическую политику. Каждая имела свои деньги, таможенные границы, метрическую систему, нормы законодательства, тормозившие создание единого рынка. Основные промышленные районы — Саксонский, Прусско-Силезский, Рейнско-Вестфальский — между собой были слабо экономически связаны.

Долгое время в Германии господствовало ремесленное производство, основой которого были цеха. Мануфактуры появились в конце XVIII века и, как правило, располагались в сельской местности. Господство цехов было подорвано законодательством только в 1860-х годах. Ремесленное производство было малоэффективно. Промышленные товары не были конкурентоспособными на внешнем рынке. Внутренний рынок заполнили дешевые изделия английской и французской фабрично-заводской промышленности. В первой половине XIX века Германия была аграрным придатком Англии и Франции.

«Промышленный переворот в Германии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенностью запоздалого промышленного переворота было то, что он базировался на основе собственного машиностроения, на отечественных инженерно-технических достижениях. В Германии строились огромные машиностроительные предприятия, оснащенные самым новым оборудованием. Именно это обеспечивало невиданные для XIX века темпы производства. Структура фабричной немецкой промышленности выгодно отличалась от английской и французской. В Германии был сделан ряд изобретений, в результате чего успешно развивалась химическая промышленность.

Для аграрного сектора была характерна постепенная ликвидация феодальных отношений, затянувшаяся до 1880-х годов. Индустриализация сельского хозяйства также проходила медленно, темпы развития отставали от промышленности. Факторами, сдерживавшими процесс, были малоземелье и обезземеливание большинства крестьян, задолженность и низкая покупательная способность, большая земельная рента.

Объединение Германии и подготовка к столкновению с Францией стали важными стимулами промышленного роста в 1850-60-х годах. В связи с этим развивалась ускоренными темпами военно-промышленная база, в которой играли особую роль сталеплавильные заводы Круппа в Рейнской области. Большое значение было придано железнодорожному строительству, получившему общенациональный характер, ликвидировавшему экономическую разрозненность, способствовавшему консолидации внутреннего рынка.

Ускорению промышленного переворота и хозяйственному подъему способствовал таможенный союз германских государств, созданный в 1867 году, который возглавляли таможенный парламент и союзный таможенный совет. Эта хозяйственная организация позже определила многое в политическом объединении государства.

Важным показателем начала промышленной революции в 1850-х годах было увеличение использования угля, производства стали и чугуна, в частности, увеличение производства машин и увеличение транспортных услуг железнодорожного транспорта. Рост спроса на промышленные товары и топливо привели к расширению сети железных дорог и повысило спрос на новые рельсы и локомотивы.

Середина XIX века была названа «эпохой грюндерства». Существенную роль в экономическом развитии сыграло строительство железных дорог, ставших наиболее значимым фактором в развитии экономики этого периода. Типичным «грюндером» был такой пионер железнодорожного транспорта, как Бетель Штраусберг. Железные дороги дали импульс развитию прочих отраслей промышленности благодаря росту спроса на уголь и сталь, что привело к учреждению таких промышленных империй, как основанная Ф. Круппом компания.

С развитием железнодорожного транспорта связана революция в сфере сбыта, позволившая организовать массовое производство за пределами индустриального сектора. Известнейшими грюндерами в сфере питания стали основатели кофейного дела Юлиус Майнль и пивоварни Игнац Маутнер.

Однако подъём закончился биржевым крахом 1873 года, повлёкшим двадцатилетнюю стагнацию, известную как «грюндерский кризис». Кризис ставил под сомнение теорию экономического либерализма и привёл к вводу протекционистских пошлин и созданию механизмов контроля. Появившиеся массовые пролетарские и мелкобуржуазные движения стали противниками либерализма.

Кризис нанёс сокрушительный удар по психологии людей. Обещания процветания и богатства не были для всех реализованы, в кругах предпринимателей и мелких ремесленников господствовал страх социального спада из-за конкуренции промышленного производства. В этих кругах распространялись теории заговоров, получил благодатную почву антисемитизм, широко распространившийся в 1880-е годы.

Железнодорожное строительство

Во вторичном секторе стремительно росло производство железнодорожных двигателей, которое заняло впоследствии ключевые позиции. Железнодорожная эра в Германии началась с шестикилометровой ж/д дороги между Фюртом и Нюрнбергом железнодорожной компании Louis. В 1837 году между Дрезденом и Лейпцигом был проложен 115-километровый ж/д путь.

В 1840 году в Германии насчитывалось 580 километров железных дорог, в 1870 году — 7000 км.

Металлообработка

В середине 1830-х годов в результате железнодорожного строительства вырос спрос на локомотивы и рельсы. С 1830-х годов увеличилось число производителей паровых двигателей.

В этой области помимо крупных компаний, было много средних и малых предприятий. Основные производства располагались в Цвиккау и Хемнице, а также Берлине, Дрездене, Ганновере, Лейпциге, Мангейме и Кельне. В 1860-х годах началось производство паровых двигателей. Основной продукцией в 1870-х годах являлись паровые двигатели, текстильное оборудование и сельскохозяйственная техника.

Дата последнего обновления статьи: 05.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot