Общая характеристика древнегреческой политико-правовой мысли
Бурная политическая жизнь Древней Греции содействовала развитию теоретической мысли и вела к поискам наиболее совершенной системы государства. В состав зародившейся в Греции философии, как особой формы мировоззрения, вошли теология, право, натурфилософия, этика. В рамках общефилософских учений разрабатывались новые политико-правовые концепции. Политико-правовые учения Греции легли в основу европейского понимания государства, права и политики. Вершиной развития политической мысли Древней Греции стали труды Платона и Аристотеля.
В развитии политико-правовой мысли Греции прежде выделяли три периода:
- космологический (господствует универсализм);
- софистический (реализм);
- метафизический (рационализм).
Сегодня утвердилась иная периодизация:
- ранний период (IX-VI века до н.э.), связанный с возникновением древнегреческой цивилизации;
- классический период (V-первая половина 4 века до н.э.) - расцвет философии и учений о государстве и праве;
- эллинизм (вторая половина IV-II века до н.э.) – период, когда произошел упадок древнегреческой государственности, и Греция перешла под власть Македонии, а после - Рима.
Ранний период
В это время появились первые писаные законы Европы: правитель колонии Локры на юго-западе современной Италии приказал записать правовые нормы. Эти древнейшие писаные законы закрепили моральные принципы и имущественные права.
Позже появились Законы Драконта, впоследствии смягченные Солоном. Попытки рационализации нравственно-правового порядке общественных отношений получили развитие в творчестве «семи мудрецов», с которыми Платон связал «зачатки эллинской мудрости». Это были: Фалес («отец философии»), Питтак, Биант, Периандр, Клеобул, Солон, Хилон. Некоторые «мудрецы» (Фалес и Солон) были законодателями и политическими деятелями, например, Солон считал важнейшим долгом граждан соблюдение законов.
Классический период
Этот период стал эпохой торжества рабовладельческой демократии и расцвета полисного строя. В литературе его называют «золотым веком» афинской демократии. В этот период творили Эсхилл, Еврипид, Софокл, Сократ, Геродот, Демокрит, Аристофан, Протагор, Гиппократ, Платон и Аристотель, греческая философия переживала период расцвета.
На авансцене греческого мира в условиях расцвета античной демократии появились софисты. Софистами называли философов, обучавших искусству доказывать, спорить, выступать в народном собрании и суде. В центре их внимания находились вопросы политики и права, морали, приемы ораторского искусства и доказательства. Софистов традиционно разделяют на старших и младших. Старшие (Протагор, Гиппий, Продик, Горгий, Антифонт) отстаивали идеи демократии. Теории младших – Ликофрона, Фрасимаха, Алкидаманта – переродились в итоге в нигилистическое отношение к закону и праву.
В первой половине IV века до н. э. софистика вырождается как движение сторонников демократии. Деятельность софистов ограничивается областью преподавания в сфере теории доказательств, риторики, логики. Под воздействием критики идейных противников, Платона и Аристотеля, термин «софистика» приобрел значение поверхностной мнимой философии и со временем стал именем нарицательным для рассуждений, основанных на намеренном нарушении разных законов логики.
Политико-правовая мысль древнего Рима
Древнеримская политико-правовая мысль пребывала под влиянием древнегреческой, и опиралась на достижения мыслителей Греции.
Римляне прославились разработкой и систематизацией правовых идей, основополагающих концепций и понятий юриспруденции. На основе древнегреческих трудов разработано учение об источниках действующего права, исследованы соотношения права и закона. Сочинения римских юристов стали частью Кодекса Юстиниана, ставшего фундаментом развития средневековой юридической науки. Юриспруденция Рима своего расцвета достигла в начале нашей эры.
В Римской империи в I и II веках распространяется христианство, которое в IV веке из гонимой религии становится религией официальной.
Политико-правовые взгляды Цицерона
Марк Туллий Цицерон, принадлежа к торгово-финансовой аристократии, не был философом.
Цицерон жил в период последнего периода Римской республики, когда она двигалась к закату. Он получил хорошее образование, в Греции постигал греческую философию. Хорошая образованность и уникальные ораторские способности помогли Цицерону сделать политическую карьеру – он был квестором, претором, консулом, проконсулом в малой Азии. Финал его жизни был трагичен: он был включен триумвиратом в проскрипционные списки. Ему удалось сбежать, однако позже он был настигнут. Цицерон погиб 7 декабря 43 г. до н. э.
Весьма значительно его литературное наследие: 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по политике, риторике, философии, 800 писем. Политико-правовая проблематика представлена в работах «Законы», «Государство», «Об обязанностях».
Теоретико-правовые воззрения находятся под влиянием древнегреческих философов. Но творческое использование идей предшественников сочетается с развитием новых положений в области права и государства.
Вслед за Аристотелем Цицерон отстаивает идею божественно-природного происхождения государства. Первичной формой объединения людей признана семья, из которой формируется государство. Причина возникновения государства виделась Цицерону в стремлении к осуществлению людьми общего интереса и в необходимости охраны собственности.
Государство – дело народа. К задачам государства относится сохранение незыблемости отношений собственности, поддержание должного порядка, управление территориями и обеспечение функционирования религиозных и нравственных норм и ценностей.
Цицерон большое внимание уделял анализу форм государства, причинам их смены, поискам наилучших форм.
Предотвратить вырождение одной формы в другую, по мнению Цицерона, можно при введении смешанной формы. Каждая из форм дополняет друг друга: монархия, в форме власти консулов, сочетается с аристократией представленной сенатом, и демократией в форме власти трибунов и народного собрания. Их полномочия равнозначны.
Цицерон различал позитивное право и естественное право. Естественное право выступает вечным законом, обязательным для всех. Этот закон имеет врожденный характер, не писан, устанавливается природой. Естественное право появилось раньше позитивного и существовало до возникновения государства.