Период Хэйа́н – это период в японской истории, который начался в 794 и продолжался до 1185 года. Слово «Хэйан» в переводе значит мир и спокойствие.
Перенос столицы Японии в период Хэйан был хорошо продуман и имел политической значение, теперь она располагалась на территории могущественного рода Фудзивара, который по сути правил страной, так как представители рода на протяжении двух веков были регентами и советниками императора.
С господством этого рода в какой-то степени связан период японской истории – Хэйан (794-1185 гг.). Самым значимым достижением этого периода является его культура. Своё развитие культура этого времени получила благодаря придворной аристократии «кугэ», на этом этапе начинают активно развиваться искусство и литература.
Буддизм и культура
Важную роль в развитии культуры также играет буддизм. Буддизм был воспринят правителями и чиновниками Японии как континентальная религия. На возведение и отделку роскошных храмов и огромных статуй Будды были потрачены огромные средства, в их строительстве было задействовано большое количество людей, в то время это считалось выражением веры.
В итоге такая политика насаждения буддизма, его ценностей и традиций привела к тому, что в японскую культуру начала проникать культура, сопутствующая буддизму.
В это время начинают строить величественные храмы и монастыри, которые в основном принадлежали разным сектам, способствовали их размежеванию, что приводило к выбору одного направления учения. Самыми сильными и влиятельными в IX -X веках в Японии были секты Сингон, которые делали упор на проповеди для узкого круга посвященных и поклонялись скрытым от других святыням, проводили мистические ритуалы.
Воздействие буддистских сект сильно повлияло на сознание людей и как ни странно на архитектуру страны. Форма монастырей и храмов видоизменилась, стала исчезать просторная планировка, её четкость и ясность. Храмы эзотерических сект возводились как правило, в уединенных местах, чаще среди гор, по размеру они были небольшие, расположение зданий было подчинено рельефу местности и связано с природой.
В IX веке появляются первые школы буддистов . В 806 году монахом Сайте основана школа Тэндай, в 816 году монах Кукай основал школу Сингон. Общей для всех школ была идея об изначальном присутствии природы Будды во всех существах, так под влиянием школы Тэндай появляется понятие о божествах ками как воплощениях Будды. Во второй половине XI века растёт популярность культа Будды Амида. Его последователи считают, что для спасения и перерождения на райской земле достаточно только повторять имя самого Будды.
В конце X века дворец императора перестает быть центром политики и становится центром процветания японской культуры, покои императора начали украшать самыми высокими произведениями искусства. Часто устраивали праздники и гуляния, куда были приглашены самые выдающиеся поэты того периода, часто среди них проходили музыкальные и поэтические соревнования, разные игры, которые были заимствованы у китайцев, а соответственно требовали хорошего знания поэзии и культуры Китая.
Учебные заведения
Появляются первые учебные заведения для детей аристократов, одним из самых главных была палата наук, которая подчинялась Церемониальному ведомству. На тот момент там было четыре направления:
- китайская классика;
- история и словесность;
- юриспруденция;
- математика.
Помимо это юноши из знатных семей должны были знать наизусть главные конфуцианские труды и труды историков, а для того, чтобы принимать участие в празднествах и гуляниях при дворце императора им надо было уметь самим сочинять стихи и играть на музыкальных инструментах. Несмотря на значительное влияние буддизма, общество в период Хэйан больше брало ориентацию на стиль, чем на принципы морали, внешний вид также был более важен чем скажем добрые дела.
Женщинам в этом плане было проще, как правило, они были удалены от общественной жизни, хотя жёны и наложницы императора имели сильное влияние на мужчин, и некоторые правители, чтобы им угодить готовы были на многое.
В X веке завершается процесс освоения и осмысления культуры, заимствованной у Китайской империи, уже в конце IX века начинается изоляция Японии, которая продлится почти три века. В этот период хэйанские аристократы начнут создавать собственную не похожую ни на какую другую культуру, но базирующуюся на культурных традициях Кореи и Китая. В живописи огромную популярность имел национальный стиль ямато-э, меняется архитектура, в моду начали входить старинные народные песни.
Ямато-э – стиль японской живописи, в основном представлен в виде изображений на раздвижных дверях фусума и ширмах бёбу, тематика картин — повседневный быт японцев и пейзажи Японии.
Литература периода Хэйан
Особый подъем в период Хэйан испытывало литературное творчество, причем и поэзия, и проза. Большое количество жанров прозы и высокое мастерство поэтов сделали литературу этого периода частью всей мировой культуры.
В середине IX века в Японии появились две азбуки, состоящие из слогов – хирагана и катакана, их появление способствовало созданию первых повествовательных произведений на японском языке. В X-XI веках были написаны такие великие произведения, как «Повесть о прекрасной Отикубо», «Повесть о дупле», «Пробуждение в полночь».
Государственным делом в период Хэйан считалось создание поэтических антологий.
Политическая антология – это собрание текстов политической тематики небольшого объема, созданных как одним, так и несколькими авторами.
Императоры брали под свою опеку самых талантливых поэтов, всё больше появлялось стихов именно на японском языке, а не на китайском. Самые известные шедевры японской поэзии дошли до наших дней в виде сборника «Кокин вакасю», который был составлен в самом начале X века по желанию императора Дайго.
Своего расцвета в период Хэйан достигла дневниковая литература. В то время дневники вели советники императора и аристократы, а также придворные фрейлины. Многие дневники были написаны на китайском языке, такие дневники вели самые высокие чиновники, например, Фудзивара-но Митинага.