Выделяют два основных подхода к изучению истории — формационный и цивилизационный.
Формационный подход
Согласно данному подходу, в развитии человечества выделяются последовательные этапы – формации. По сути, это линейное развитие истории человечества, когда один этап сменяется другим.
Смену формаций определяет смена социально-экономических отношений, которые зависят от того или иного способа производства.
Выделяют следующие формации:
- Первобытнообщинная.
- Рабовладельческая.
- Феодальная.
- Капиталистическая.
Основой данного подхода является марксистская концепция «материалистического понимания истории». Согласно теории К. Маркса, социально-экономическая формация – это определенный тип организации социально-экономической сферы общества на основе главенствующего способа производства. Общественно - экономическая формация – ступень в историческом развитии общества.
Общество – иерархическая система. Социальные, духовные и политические процессы обусловлены способом производства. Общественное бытие определят сознание людей. Главная роль в общественном производстве принадлежит производственным силам. Ведущую роль в общественном производстве играет техника.
Производственные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе производства между людьми. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляют экономическую основу общества, базис. На базисе выстраивается надстройка – юридические и политические отношения в обществе.
Минусом формационного подхода является то, что многие процессы культурной и духовной жизни рассматриваются в нем упрощенно, не выявляются причины неравномерного и своеобразного развития отдельных народов, также не придается значения роли личности в истории.
К плюсам этого подхода относятся: эффективное разделение на основе отношения к экономическим факторам, стадийность исторического развития, а также очевидность прогрессивного становления современного общества.
Цивилизационный подход
Автором цивилизационного подхода считается английский историк А. Тойнби.
Цивилизационный подход предполагает изучение истории с точки зрения уникальности и неповторимости каждой эпохи. Важная роль в этой концепции отводится «человеческому измерению» истории.
Цивилизация включает в себя два элемента – формацию и человеческий фактор.
В рамках цивилизационного похода история рассматривается как динамический процесс, в котором взаимосвязаны объективный и субъективный факторы. В понятии «цивилизации» идея всемирной и национальной истории представляют собой единое целое.
Базовое понятие цивилизационного подхода – цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный).
Термин «цивилизация» имеет несколько значений:
- синоним понятия «культура»,
- уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, древнеегипетская цивилизация),
- следующая за варварством ступень общественного развития.
В отличие от формационного, данный подход не представляет собой единой концепции. В обобщенном виде этот цивилизационный подход можно определить как концепцию, интегрирующую в понятии «цивилизации» все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса.
Цивилизационный подход предполагает изучение истории с учетом специфики отдельных стран и регионов. Ученые выделяют несколько десятков локальных цивилизаций. Важную роль в процессе формирования цивилизаций сыграли мировые религии (христианство, ислам и др.).
В данном случае акцент делается на изучение особенностей локальных цивилизаций, подчеркивая всю вариативность форм исторического процесса.
Минусами цивилизационного подхода является отсутствие единого критерия выделения цивилизаций, а также то, что история не рассматривается как единый закономерный процесс. Внимание в основном уделяется вопросам культурного и духовного развития, а вопросы социально-экономического развития подробно не рассматриваются.
Формационный и цивилизационный подход дополняют друг друга. Но в рамках какого бы подхода не изучалась история, нужно понимать, что его главная цель заключается в познании истины в развитии общества, быть объективным вне зависимости от точки зрения ученого.
В современной науке цивилизационный подход заключается, во-первых, в определении социокультурного основания цивилизации, а во-вторых, в изучении этого основания, так как именно благодаря ему развивается цивилизация.
В современной науке в основном говорят о сочетании формационного и цивилизационного подходов.