Ордынские казаки — это ордынские свободные люди, самоназвание и название группы населения, находившейся в составе ордынского общества в XIII-XVI веках, выделяемые по способу жизни (полноправные свободные люди, ордынские граждане), конфессиональному (мусульмане), профессиональному (военнослужащие) признаку.
В некоторых источниках ордынские казаки отожествляются с мусульманами, в других также включают в себя и христиан (русских).
Казачий историк Евграф Савельев говорит:
«Под 1492 и 1493 годами летопись говорит о «казаках ордынских», нечаянно пришедших и взявших три села в Рязанской земле. В летописи эти «ордынские казаки» названы татарами. В последующие века они наводили страх на посольские и купеческие караваны по Нижней Волге и по Дону близ Переволоки»
История
В XIII веке на территории центральной Евразии возникает многонациональное ордынское государство и общество, в свой состав включившее многочисленные народы и племена, разных языков, рода занятий и веры. В этом обществе наиболее важным делением стало деление на полноправных граждан и зависимых крепостных (фактических рабов), которыми управляли ордынские ханы и царевичи из «золотого» рода Чингизидов или их полноправные представители. Все полноправные граждане были так или иначе связаны с военной службой, являлись военнообязанными, считались «ордынцами» – особым «военным народом». В разных языках ордынского государства для обозначения таких людей использовались разные слова, но одним из наиболее широко распространенных и известных стало слово «казак», к значениям которого в этот период относятся «свободный человек» и «свободный воин, который имеет право наниматься в войско князей-правителей».
Все военнообязанные свободные граждане ордынского государства почитались «военным народом». У них были свои назначенные (наказные) начальники-князья — темники, тысяцкие (тысячники), соцкие (сотники), десяцкие (десятники), которые в документах той эпохи также именовались князьями (в тюркоязычных источниках — ханами).
Согласно данным Карамзина, первое упоминание об азовских казаках относится к 1499 году, когда в летописи отмечено: «В лето 7008 в сентябре пришли азовские и татарские ордынские казаки под Козельск и взяли сельцо Олешню; князья Одоевские и князь Иван Перемышльский их побили, а других изловили и привели в Москву». Карамзин отмечает в тексте, что казаки существовали до нашествия Батыя (черкесы, бродники и др.).
Карамзин указывает:
«Область Рязанская, наиболее подверженная нападению Ордынских хищников, имела в таких защитниках и более нужды. Люди бездомовные, молодые записывались в Козаки, побуждаемые к тому или некоторыми гражданскими особенными выгодами — может быть, освобождением от податей, — или прелестью добычи воинской. В следующие времена увидим Козаков Ордынских, Ногайских, Азовских и других: имя сие означало тогда вольницу, удальцов, наездников, но не разбойников, как некоторыми утверждается, ссылаясь на Турецкий лексикон: без сомнения, оно не бранное, когда мужественные витязи, умирая за вольность, Веру и отечество так назывались добровольно».
Также у Карамзина можно встретить:
«Ахмат имел участь Мамая. Из Литвы он вышел с богатой добычею: Князь Тюменских или Шибанских Улусов, Ивак, желая ее отнять, с Ногайскими Мурзами, Мусою, Ямгурчеем и с шестнадцатью тысячами Козаков погнался за ним и от Волги до Малого Донца, где этот Хан, вблизи Азова, остановился зимовать, распустив Уланов».
Некоторые источники также относят к бывшим ордынским запорожских казаков.
Таким образом, имеются все основания предполагать, что ордынские казаки, то есть ордынские личносвободные военнообязанные люди, являются прямыми предками для значительной части населения современных России, Белоруссии, Украины, Армении, Грузии, Казахстана, Азейбарджана, Узбекистана, Монголии и многих других государств на территории центральной Евразии.
Вера
В ордынском обществе первоначально большинство жителей придерживались самых разных вероучений, историками обычно объединяемых в понятии «язычество». Тем не менее за несколько веков существования, большинство жителей Монгольской империи хотя бы формально перешло к исповедованию основных религий — мусульманства, христианства и буддизма (также в Китае сохранялись даосизм и конфуцианство). Новые религии особенно активно распространялись среди военнослужащих — ордынского казачества.
Так как среди ордынских казаков и других жителей ордынского государства было много православных христиан, поступивших на ордынскую военную службу уже в XIII веке, в 1261 году (спустя всего 20 лет после взятия матери городов русских — Киева, ордынскими войсками под предводительством ордынского царевича, будущего великого хана Батыя), в одной из столиц ордынского царства и столице улуса Джучи Сарае, Киевский митрополит Кирилл III учредил Сарайскую епархию.