Кордовский халифат — это средневековое исламское государство на территории Пиренейского полуострова со столицей в г. Кордова.
Отправление посольства
Император Оттон I поручил брату Бруно найти людей, которые взялись бы отправиться послами к халифу Абдаррахману III. Никто не хотел подвергаться тяготам опасного путешествия. Наконец, монах лотарингского монастыря Горце Иоанн вызвался претерпеть опасности во имя веры. Ему уже перевалило 50 лет и его желанием было завершить земной путь, приняв смерть мученика. Он полагал, что поездка к сарацинам обеспечит ему такой исход. Это соответствовало общему умонастроению христианской Европы, видевшей злейших врагов в мусульманах. Иоанн получил ответственное поручение. Его попутчиком стал Эрменхард, купец из Вердена, уже бывавший за Пиренеями по торговым делам, и Гараман, из монастырской братии, сведущий в письме, а также прислуга. К ним присоединился желавший вернуться домой священник из Испании, сопровождавший посольство Абдаррахмана III.
В конце 953 года Иоанн со спутниками отправились в путь с посланием короля халифу. Составленное с целью защитить христианскую веру, послание содержало нападки на ислам и таило в себе угрозу для посольства. Иоанн был готов к этому, но не мог и предположить, какие трудности его ждут в Кордове. Посольство отправилось в Лион. Оттуда поплыло вниз по Роне, где подверглось нападению разбойников. Они едва спасли жизни и часть имущества. Прибыв в Барселону, оно пробыло там две недели, направив гонца в Тортосу, первый арабский город на пути. Начальник войска халифа с почетом принял посланников. Спустя месяц поступили указания от халифа, и Иоанн со спутниками продолжил путь. Их повсюду принимали с почетом, и они добрались до Кордовы. Их поселили в дворце сына халифа в полумиле от города. Здесь они не знали нужды, но по прошествии времени заявили о неудовольствии, поскольку встреча с халифом постоянно оттягивалась. Тревога их охватила, когда от приставленных людей стало известно, что им предстоит ждать трижды по три года, поскольку Оттон I задержал посланников халифа на три года.
Споры о процессе аудиенции
Однако, ничего подобного не было на уме халифа, и причина задержки состояла в другом. Прибывший с посольством испанский священник ознакомился с письмом и, прибыв в Кордову раньше Иоанна, доложил о содержании. Известие вызвало в городе беспокойство, ведь по закону ислама никто не мог под страхом казни говорить против заповедей Корана, и если бы халиф, выслушав такие высказывания, на следующий день не привел в исполнение закон, то и сам подлежал бы смерти. Уважаемые горожане письменно доложили халифу о народном волнении. И халиф в письменной форме ответил, что посольство короля Оттона прибыло к нему с дружескими намерениями, но он еще его не принимал и ничего не знает о содержании письма. Когда халифа познакомили с сутью письма, он решил не принимать посольство, чтобы не подвергать опасности послов и себя. Поэтому он оттягивал предоставление Иоанну аудиенции.
Он подослал к Иоанну ученого раввина Хасдая, выполнявшего особые ответственные поручения. Хасдай постарался завоевать доверие монаха, знакомя его с обычаями арабов и правилами поведения: следует обращать внимание на то, чтобы не вызвать у местных жителей негодования неосторожными высказываниями или жестами, не позволять легкомысленных шуток с женщинами и т. д.
Факт, что посольство Иоанна поселили не в Кордове, а в предместье, не свидетельствовал о плохом отношении халифа. Такова была принятая в халифате практика. Так же было принято и византийское посольство. Так было легче держать в изоляции послов, пресекать контакты и, при необходимости, оказывать психологическое давление.
Спустя несколько месяцев Иоанна по-прежнему не вызывали. Наконец, пришел испанский епископ и сообщил, что Иоанн будет принят, если он лишь передаст подарки, а королевское письмо утаит. Монах отказался действовать вопреки полученному распоряжению. Он был тверд в намерении выполнить поручение и передать письмо короля халифу. Тщетно епископ пытался его переубедить.
Тогда халиф прибег к угрозам. Ему передали письмо от халифа, большое и написанное на овечьей коже. Оно содержало угрозы как ему, так и всем христианам в Испании.
Душа Иоанна была в смятении из-за возможности гибели множества единоверцев. Но руководствуясь советом «переложить заботу на Бога», он успокоился. Он написал длинное письмо халифу, преисполненное веры и отваги. Он утверждал, что прибыл послом и в точности исполнит задание своего короля; пытки и муки не заставят его отступиться, даже если халиф заставит рвать его на куски.
Это письмо было встречено благосклонно. Окружение Абдаррахмана III посоветовало ему, как найти выход из положения. Один из них предложил спросить Иоанна, как развязать узел. К Иоанну обратились с вопросом, как избежать вручения послания. Иоанн заявил, что не необходимо направить к специальное посольство королю для получения письменных распоряжений относительно дальнейших действий, которым он подчинится.
Халиф приказал объявить, что тот, кто отправится послом к Оттону, будет вознагражден. Добровольцем вызвался служивший в канцелярии халифа христианин Ресемунд, владевший арабским и латинским языками. Ему было обещано освободившееся епископство в Эльвире. Он принял священство, и тут же рукоположен в сан епископа, после чего отправился в дорогу. Без затруднений через десять недель он прибыл в монастырь Горце. Затем он отправился к королевскому двору. В феврале 956 года он был любезно принят Оттоном. Иоанн получил другое распоряжение: не вручать первое письмо, передать подарки, потребовав отозвать разбойничьи банды из Фраксинета, заключить союз с халифом и возвращаться назад. Одновременно король направил нового посланника, некоего Дудо из Вердена, который должен был вручить новые подарки и новое письмо, в котором уже не было нападок на учение Магомета. В первых числах июня Ресемунд и Дудо прибыли в Кордову.
Иоанн должен был предстать перед халифом. По случаю торжественного приема ему приказали помыться, постричь волосы, и облачиться в парадные одеяния. Но он отказался менять что-либо в одежде. Когда халифу доложили об этом, он подумал, что у монаха нет денег на приобретение одежды, и прислал ему серебро для покупки необходимого. Иоанн взял деньги, но лишь чтобы раздать их бедным. Халифу это понравилось.
В день представления халиф велел организовать все с величайшей помпой. От загородного дворца и до Кордовы, а затем и в городе до дворца халиа по обеим сторонам дороги стояли воины. Можно было видеть ряды пехотинцев, а за ними виднелась конница. С удивлением, но и не без страха послы смотрели на диковинных мавров. У дворца послов встретили знатные придворные и проводили внутрь. Прихожая была устланы коврами и увешаны покрывалами. Но богаче всех были палаты, в которых халиф принимал послов.
Иоанн вошел в палату халифа, который сидел на диване с подогнутыми ногами. Абдаррахман III протянул монаху для поцелуя ладонь, что служило знаком особой милости. Они обменялись приветственными речами, и халиф уже собирался начать с монахом обстоятельную беседу, но тот испросил дозволения, в соответствии с королевским приказом, тотчас же направиться в обратный путь. Халиф удивился. Тогда Иоанн обещал продлить пребывание в халифате. Затем ввели второе посольство Оттона; они вручили халифу новые подарки, после чего вместе с Иоанном были отпущены.
Результаты работы посольства
Спустя время Иоанна вызвали к халифу для доверительного разговора. Они много говорили о власти и уме, о славе, о войске, военном искусстве, богатстве, успехах Оттона I. Дабы не разгневать халифа, Иоанн соглашался со многим из того, что тот говорил. Проявляя осведомленность в политических событиях Германии, Абдаррахман III перечислил слабые стороны Оттона I как правителя: он не держит власть в своих руках, а дает магнатам большую самостоятельность; если он считает, что этим обеспечивает их покорность и верность, то ошибается, поскольку этим лишь питает строптивость и высокомерие.
Неизвестно, что Иоанн ответил халифу, указавшему на слабые места немецкого государства, что дальше было с миссией при дворе и чего она добилась.
Известно, что разбойничье гнездо арабов в Альпах не было ликвидировано халифом Абдаррахманом III.
Постепенно христианским правителям удалось прекратить их набеги, и в 960 году они были изгнаны от Сен-Бернара, а спустя 5 лет - из окрестностей Гренобля, Оттон I же в ходе третьего итальянского похода (966-972) навсегда покончил с Фраксинетом.