Монголия и монголы
В XII веке монголы не имели своего государственного образования и были диковатыми кочевниками-скотоводами. Племена объединялись по кровному родству – семья-род-клан-племя. Монгольские племена ссорились между собой, но соседнему более могущественному Китаю, где правила династия Цзинь, не угрожали.
Первое монгольское государственное образование называлось улус Хамаг Монгол. Ряд специалистов считают, что в этом протогосударстве жили тюрко-монгольские народы. С запада сюда пришли тюркские народы, которые смешались с местными монгольскими племенами.
Расцвет монгольской государственности приходится на XIII век – к этому времени уже появилась Монгольская империя, созданная Чингисханом, его сыновьями и внуками. Будущий Великий правитель в 9 лет остался сиротой.
Тэмуджину, так звали Чингисхана, пришлось прятаться от врагов в степи, но он сумел выжить, найти поддержку у друзей отца и приобрести сторонников. Повзрослев, он приступил к объединению монгольских племен, на что было потрачено более 20 лет, с 1184 по 1206 гг.
Тэмуджин был умным, храбрым и безжалостным политиком. Он бурей прошел по Средней Азии, сокрушил Кара-китайское ханство, древний Хорезм, присоединил Самарканд и Бухару, разорил Грузию, разбил половцев и алан, а на реке Калка русским князьям не оставил никакого шанса.
Империя Чингисхана занимала огромную территорию от Китая и Тибета до Восточной Европы и Ближнего Востока.
Рисунок 1. Империя Чингисхана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конце XIII века его внук Хубилай стал основателем династии Юань со столицами в Пекине и Шанду. В Южном Китае и сегодня живут потомки воинов Юань – это этнос монголы Юньнань.
Потомки Чингисхана и племя ойратов делили территорию Монголии на протяжении двух веков, начиная с XIV по XVI вв. Позже ойраты образовали Джунгарское ханство, а после того, как были разгромлены империей Цин, частично ушли в Поволжье в Калмыцкое ханство.
Это ханство основали торгууды – одна из народностей западных монголов. В Великой степи они утвердились в XVII веке и просуществовали до XVIII в, будучи зависимыми от русских государств.
Внезапно появившаяся Монгольская империя так же внезапно исчезла. Уже в конце XIII в. она распалась на несколько квази-империй, во главе которых сидели Чингизиды, не желавшие подчиняться дальним родственникам в центре.
Новое независимое монгольское государство, во главе которого стоял Богдо-хан, появилось в 1911 г. Монгольская народная республика появилась на политической карте мира в 1924 г., которая затем, в 1992 г. была переименована в просто Монголию.
Достоверно не установлено происхождение названия монгольского народа, версий очень много и все они имеют вполне твердое обоснование. Одна из версий принадлежит русскому монголоведу Б. Я. Владимирцову, который считает, что свое название монгольский народ получил от какого-то древнего и могучего рода или народа.
Шаманизм в Монголии
Шаманизм является наиболее древней монгольской религией – это система веры, включающая в себя медицину, религию, почитание природы и поклонение предкам.
Рисунок 2. Монгольский шаман. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Шаманы считали, что высшие божества – могущественные Тэнгрии, обитают на небе. Божество-Создатель – Вечно Синее Небо – «духовное начало». Начала и конца у этой реальности не существует.
Мужским началом, дарующим жизнь, считалось Вечно Синее Небо. В западной части неба обитают 55 добрых тэнгриев, а в восточной части обитают 44 злых тэнгрия.
Шаманы обожествляли природу, она для них была единым Божественным Храмом, и относились они к нему очень бережно. Места, где Боги и Духи себя проявляли, выделялись как святое пространство и обычай этот сохранился с самой глубокой древности.
В этих зонах сооружали алтари из дерева, камней, глины. Здесь молились, устраивали жертвоприношения, устанавливали столбы-сэргэ, на ветки деревьев привязывали ленты-залаа.
Ежегодно в летний период проводится обряд «обоо тахилга», на который съезжается местное население. Этот обычай местное население строго соблюдает, и пройти мимо него нельзя.
После социалистического периода новое возрождение шаманизма началось в 90-е годы прошлого века, он официально поддерживался Улан-Батором. Руководство страны участвуют в шаманских ритуалах и церемониях.
Обо (овоо, обоо) является культовым местом в культуре тувинцев, бурят, монголов, хакасов. В традиционной форме представляет собой кучу из камней или деревьев, которую украшают ленточками или флажками. Располагаться они могут на вершинах, горных перевалах, у дорог, озер и др.
Обо могут быть как одиночные, так и групповые. Размер обо увеличивается из-за камней, которые ежегодно на нее кладут. У каждого буддийского монастыря, монгольского рода есть своя куча камней (обо, овоо).
В безлюдном месте такие кучи являются прекрасным ориентиром для путешественников. Обычно они выкладываются в форме пирамиды, но могут быть и в виде шалаша из веток. Все такие места имеют общую характерную черту, которой является красота природы.
Красивое место выделяет такие природные объекты из окружающего ландшафта. В таком пустынном месте наиболее продуктивна медитация для получения энергии и бодрости, для получения просветления. А само уединение – это существенная часть мистического обучения, цель которого – обращение к духовному началу.
Мир природы, который окружает человека, жители Северной Монголии наделяют духами. У них каждая гора или долина имеет своего духа, который по-монгольски называется «сабдаг». Каждую местность они считают живым телом.
У особо почитаемых в народе священных гор, имена духов хранятся в тайне и без всякой надобности вслух не произносятся.
Традиции и обычаи монголов
У монгольского народа сохранились многие общие черты и традиции. Такие традиционные ценности, как любовь к родителям, степным просторам своей родины, свободолюбие и независимость, сохранились в народном творчестве Монголии.
Частью народной традиции всех кочевых народов является гостеприимство, которое и сегодня воспринимается как должное.
Традиционным занятием монголов всегда было кочевое скотоводство. В разных регионах страны разводили коров, лошадей, овец, яков, верблюдов, коз. Мясо – это традиционная пища кочевников. Раньше они никогда не пили сырое молоко и не ели свежие овощи. Молоко обязательно сквашивали, а овощи варили или парили.
При обособленном образе жизни монголы сохранили многие древние традиции и обычаи. Они верят в предзнаменования, имена маленьких детей «обезличивают» и жертвоприношениями в виде риса, задабривают духов.
Из праздников самым почитаемым и семейным является Белый месяц, чем-то похожий на Новый год. Праздники связаны с умением держаться в седле и метко стрелять из лука.
Рисунок 3. Праздник Белый месяц. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Монголы часто без всякого повода устраивают спортивные соревнования, играют в шашки и шахматы на свежем воздухе.
Культ почитания родителей и вообще старших сильно развит, и молодежь привязана к родным местам. Даже после получения образования, молодые люди возвращаются на родину.
С давних времен в монгольской культуре осталась традиционная юрта – войлочное жилище, в которых живет подавляющая часть жителей страны даже и в столице. Юрта, как правило, разборная и переносная, войлочная кошма покрывает деревянный остов, выход обращен на южную сторону.
Северная часть юрты предназначается для гостей. Восточная ее часть для женщин, а западная – для мужчин.
Никому из приезжих монголы свои правила не навязывают, однако есть такие поступки, которые в Монголии считаются дурным тоном. Например, нельзя давать деньги как попало. Испачканные, смятые, зажатые между пальцами, брошенные на стол деньги монголы считают проявлением неуважения и, прежде всего, к Великому Чингисхану, как к праотцу нации, а также неуважение к человеку, который их получает.
Деньги в Монголии подают правой рукой. Лицо Чингисхана на купюре должно быть направлено вверх, а его макушка в сторону продавца. При особом уважении купюра подается обеими руками в раскрытых ладонях.
В Монголии не принято спрашивать, будет ли гость пить чай – ему сразу наливают чай и подают еду. Будут поить и кормить до тех пор, пока гость не скажет, что хватит.
Свои желания надо выражать точно, потому что кухня монголов непредсказуема. Например, если попросить чай с колбаской и не уточнить, где должна находиться колбаска, то можно получить кружку горячего зеленого чая с колбаской, нарезанной прямо в чай.