Проблемно-хронологический метод – это метод исторического познания, применяемый при изучении одной стороны государства, общества, личности в ее последовательном развитии. Этот метод позволяет в полной мере проследить логическое развитие проблемы и наиболее эффективно извлекать практический опыт.
Содержание метода
Целью историка является постижение смысла истории. А его нельзя постичь, просто устанавливая и реконструируя факты. Задача научно-исследовательской работы историка состоит в организации фактов в определенную объяснительную систему. Исторические факты не существуют сами по себе, им надлежит указывать на явления, тенденции, процессы, или иллюстрировать их примерами.
Исторические факты не могут существовать отдельно друг от друга. Взаимодействуя, они складываются в явления. Выделяя явления, исследователь конкретизирует предмет исторического исследования, систематизирует факты и пытается добиться наиболее глубокого понимания истории процесса и движущих сил исторического процесса.
Например, на протяжении долгого времени происходят регулярные вооруженные конфликты между двумя соседними странами. Они складываются в одно явление — войну между странами. Война является политической, экономической, культурной, военно-технической проблемой для истории взаимоотношений двух стран, и для их внутренней истории. Рассматривая войну в качестве исторической проблемы, историк систематизирует доступный ему материал: определяет территориальные границы и хронологические рамки войны, причины, повод к ней, этапы, основные сражения, итоги и последствия, значение. Многие войны, особенно древнего мира и Средних веков, сконструированы учеными-историками и на самом деле современниками воспринимались по-другому.
Одним из наиболее распространенных ранее методов исторического исследования является хронологический метод. Он заключается в том, что все факты, явления, события или процессы политической, экономической, социальной, культурной или правовой истории излагаются в строгом хронологическом порядке. Сейчас в чистом виде этот метод используется реже, главным образом при составлении исторической хронологии, при реконструировании цепи событий, связанных между собой в большинстве случаев. Проблемно-хронологический метод является более широко применимой разновидностью хронологического метода. Он предполагает расчленение широкой темы на целый ряд относительно узких проблем исторического развития, из которых каждая рассматривается в строгой хронологической последовательности относящихся к ней фактов. К числу несомненных достоинств данного метода стоит отнести соблюдение исторической преемственности в описании различных исторических институтов, так как ничего в истории не вырастает на пустом месте. Любые явления вырастают из предшествующих, и по мере своего развития трансформируются в будущие формы. Применение хронологического, а равно и проблемно-хронологического метода, позволяет представить единую историческую перспективу. Также проблемно-хронологический метод позволяет рассмотреть качественные изменения в развитии изучаемого явления.
Применение
В качестве примера можно привести Столетнюю войну между Англией и Францией. Она распадается на серию конфликтов: Эдвардианская война (1337—1360), Каролингская война (1369—1396), Ланкастерская война (1415—1428) и завершающий этап войны до 1453 года, при этом никакого официального соглашения об окончании войны не было оформлено. В этот хронологический период, кроме того, попадает целый ряд других локальных конфликтов. Таким образом, столетняя война является лишь традиционным названием длительного военно-политического конфликта между королевствами Англии и Франции в XIV—XV вв. Как цельное явление эту войну придумали историки XIX века, которые ввели в оборот выражение и определили хронологические рамки, на 16 лет большие века. Но европейцы, жившие между 1337 и 1453 гг., даже не подозревали, что они живут в эпоху Столетней войны.
Историк может изучать следующие виды исторических проблем:
- собственно исследовательские проблемы. В рамках их изучения необходимо проводить характеристику источников, их датировку, определять степень репрезентативности, степень верификации данных, обосновывать выбор исследовательских метода и т.д.;
- глобальные исторические проблемы, среди которых можно выделить три больших блока:
- определение причин исторических событий, явлений, тенденций и процессов;
- установление их сущности, характеристика;
- выявление результатов и последствий событий, то есть их места в истории.
По направлениям исторические проблемы можно разделить следующим образом:
- социальные;
- экономические;
- политические;
- историко-демографические;
- военные;
- культурные;
- религиозные;
- историко-антропологические и многие другие проблемы.
Также возможно изучение проблем конкретных исторических сюжетов. Исследование любого исторического сюжета может делаться с двумя основными целями:
- реконструкция событийного ряда, фактов, связанных с данным сюжетом;
- определение причин и последствий развития данного исторического сюжета, его истинного смысла, места в истории, характеристики.
Для достижения второй цели необходимо применять конкретно-проблемный метод.
Недостатки проблемно-хронологического метода
Несмотря на широкое применение в научных исследованиях проблемно-хронологического метода, он не лишен некоторых недостатков. К ним можно отнести:
- проблемно-хронологический подход можно охарактеризовать не методом самостоятельного продуктивного исторического исследования прошлого, а лишь одним из приёмов систематического изложения материала, подменяя поиск нового знания описанием известных фактов;
- при рассмотрении узких проблем исторического развития, характерном для проблемно-хронологического метода, историк-исследователь может не учесть исторический контекст, что негативно скажется на соблюдении принципов историзма и объективности.