Внешняя политика Люксембурга во второй половине XX века
Люксембург в начале XX века традиционно придерживался политики нейтралитета. Но его нейтралитет был дважды нарушен. После оккупации фашисткой Германией в 1940 году страна больше не вернулась к этой политике. Правитель государства бежал во Францию, а затем в Англию, где организовал правительство. В 1942 году Люксембург присоединился к Третьему Рейху. Начавшая забастовка была жестоко подавлена гитлеровцами. Около 10% населения было выслано из страны.
Освобождение Люксембурга от фашистских захватчиков произошло в 1944 году, а 23 сентября правительство возвратилось в страну. Полное изгнание фашистов завершилось к январю 1945 года.
После окончания второй мировой войны Люксембург стал активным участником международных отношений:
- 1948 год – Люксембург вместе с Нидерландами и Бельгией образовал экономический союз, названный Бенилюксом;
- 1949 год – Люксембург вошёл в военный блок НАТО;
- 1957 год – Люксембург стал одним из шести инициаторов образования Единого экономического сообщества (ЕС);
- 1990 год – Люксембург подписал Шенгенское соглашение, которое отменяло пограничный контроль между странами Бенилюкса, Францией и Германией;
- 1992 год – Люксембург подписывает Маастрихтский договор о движение стран Европы к политическому и экономическому Европейскому Союзу;
- 1999 год – Люксембург вводит единую валюту – евро.
Дважды представители государства становились президентами комиссий ЕС: в 1981-1984 годах – Гастон Торн и в 1995-1999 года - Жак Сантер.
Политическое развитие Люксембурга
По своему устройству Люксембург – конституционная монархия. В стране действует конституция, принятая в 1868 году. В 1919 году в основной закон государству были внесены небольшие изменения.
Во главе государства стоит Великий Герцог, отождествляющий единство страны и гарантирующий национальный суверенитет. Он вместе с премьер-министром осуществляет исполнительную власть. Великий Герцог утверждает принятые парламентом законы, но правом самостоятельного принятия законов он не имеет. Правитель Люксембурга может распустить парламент, имеет право формировать правительство и распускать его. Правосудие в стране также осуществляется именем Великого Герцога, но сам правитель не может вмешиваться в деятельность судов. Единственное, что он имеет право – это уменьшить сумму штрафа, наложенного судом.
В ведомство Великого Герцога относится представление государства на международном уровне. Он является главнокомандующим вооружённых сил страны, используя их для сохранения безопасности и поддержания порядка.
Все послевоенные десятилетия большинство голосов получали представители от Христианско-Социальной народной партии (кроме 1974-1979 годов). Это считается признаком стабильности. В сочетании с действенным трудовым законодательством и эффективной банковской системой это привлекло в Люксембург немалые иностранные инвестиции.
Кроме основной партии в Люксембурге действует две партии: Люксембургская социалистическая партия и Демократическая партия. ХСНП заключала союз то с одной из этих партий, то с другой.
Экономическое развитие Люксембурга
В основе люксембургской экономики лежит чёрная металлургия. Расчёты на душу населения по выплавке чугуна и добыче железной руды демонстрируют преимущество страны среди всех государств мира. Из производимой продукции в этом секторе экономики до 99% идёт на экспорт. Однобокий характер экспорта приводит к большой зависимости экономики Люксембурга от американского и западноевропейского капитала. В 1960-1970-е годы расширяется и совершенствуется банковская система страны. Её развитие связано с усилением западноевропейской интеграцией.
В Люксембурге официально принято три государственных языка: французский, немецкий и люксембургский. Лидерство признаёте за французским языком. На немецком языке выпускаются газеты и журналы, он же используется для объяснения гражданам законов страны. Люксембургский язык – это разговорный язык.