Скифы — это кочевой ираноязычный народ, который существовал в VIII — IV веках до н.э.
Скифы не владели письменностью, из их языка известно две сотни слов, личные имена, глоссы и топонимы в клинописных и античных источниках. Согласно данным Геродота общество скифов было патриархальным с матриархальными пережитками, на которые указывает то, что археологи находили в некоторых женских погребениях ножи. Анализ находок показал, что скифы хоронили с полным вооружением не только мальчиков, но и девочек, что говорит об ошибочности мнения о патриархальной культуре.
Обычаи
В античных источниках сообщается о ряде обычаев скифов.
Геродот в «Историях» писал, что скиф при первом убийстве врага должен был испить его кровь. Скифы снимали с поверженных противников скальп и использовали как полотенце для рук, или сшивали плащи. С правой руки сдиралась кожа с ногтями и шла на изготовление чехлов для колчанов. Некоторые сдирали кожу полностью и обтягивали ею доски. Долю в добыче получал лишь воин, предъявивший голову врага. Из черепов самых лютых врагов изготавливались чаши. Всячески поощрялась воинская удаль. Например, скифская знать каждый год устраивала пиры, на которых могли присутствовать только скифы, убившие врага.
У скифов популярным было гадание. Гадали, используя связки с прутьями, или липовую мочалу. У царей скифов существовал обычай во время болезни обращаться к предсказателям с требованием назвать человека, который принёс богам царского очага ложную клятву (что считалось причиной болезни). Если предсказатель указывал на невиновного человека, его сажали на телегу с хворостом запряжённую лошадьми и поджигали.
Дружеские узы скифы закрепляли специальным ритуалом: в чашу наливалось вино и смешивалось с кровью друзей, а затем выпивалось после произнесения определённых клятв. У скифа не могло быть более 2-3 друзей, иначе его считали кем-то вроде распутной женщины.
Если скиф не мог сам справиться с врагами, убивал быка, вываривал его мясо, расстилал шкуру и садился с заломленными руками на неё. Все желающие могли подойти, взять кусок мяса, встать на шкуру одной ногой и поклясться привести определённое число воинов. Так набиралось достаточное количество воинов для мщения обидчику.
Искусство
Среди обнаруженных в скифских погребениях художественных изделиях, наибольший интерес вызывают предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки ножен и колчанов, детали уздечного набора, рукоятки мечей, бляшки, ручки зеркал, браслеты, пряжки, гривны.
Наряду с изображениями животных (хищных птиц, оленя, козла, лося, фантастических животных) встречаются сцены борьбы животных (чаще орла или иного хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнены в невысоком рельефе с использованием ковки, литья, чеканки, резьбы, тиснения, чаще всего из железа, бронзы, серебра, золота. Восходящие к тотемным предкам, у скифов они представляли духов и играли роль амулетов; также, они, возможно, символизировали ловкость, силу и храбрость воина.
Признак принадлежности изделия к скифской культуре — способ изображения животных, скифо-сибирский звериный стиль. Животные изображаются сбоку в движении, с обращённой к зрителю головой.
Особенностями скифского стиля являются живость, характерность и динамика образов, приспособленность изображений к форме предметов. В IV—III веках до н.э. в искусстве скифов животные образы получали все более линейно-плоскостную орнаментальную трактовку. Существовали и каменные, схематизированные изваяния воинов скифов, устанавливавшиеся на курганах. С V века до н. э. греческие мастера изготовляли для скифов предметы декоративно-прикладного искусства, опираясь на их художественные вкусы.
По мнению историков скифы и греки оказали влияние на народы, населявшие территорию европейской части СССР. Они оказали влияние на меотскую культуру, что видно из найденных в Келермесских, Карагодеуашх курганах артефактов. Показательны курганы: Солоха, Куль-Оба, Чертомлык, Толстая Могила. Уникальные росписи на стенах открыты в Неаполе Скифском.
Костюм
Одежда мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов (перетянутых поясом) и длинных облегающих кожаных штанов или шерстяных шаровар. Кафтаны носили мехами внутрь. По краям кафтанов располагались узоры, а на спине была орнаментная полоса. Знатные скифы украшали кафтаны яркими вышивками и аппликациями, а парадную одежду расшивали золотыми украшениями. Штаны носились навыпуск, либо вправлялись в мягкие, невысокие, перевязанные ремешком на щиколотке полусапоги. Кожаные штаны нередко украшались «лампасами» и вышивками. Кожаный пояс использовался для подвешивания колчана и меча или кинжала. Пояса дружинников и знатных скифов покрывались металлическими бляшками.
Женщины носили одежду из кожи, шерсти или растительного конопляного волокна. Во многом наряд скифянок зависел от социального положения. Одежда женщин состояла чаще всего из длинного платья, поверх которого лежала накидка. Знатные скифянки обычно расшивали наряды множеством бляшек и золотых пластинок.
Мифология
Мифология скифов имеет индоевропейские и иранские параллели, что в работах по язычеству показали профессор Д. Раевский и академик Б. Рыбаков, и развивают современные труды.
Геродот перечислил названия божеств скифов:
- Табити (в греческой мифологии – Гестия),
- Апи (Гея),
- Папайос (Зевс),
- Аргимпаса (Афродита Урания),
- Ойтосир (Аполлон),
- Фагимасад (Посейдон).
Он упоминал так же Геракла и Ареса. Скифы не воздвигали культовых сооружений богам, исключением быль лишь бог войны: во всех областях Скифии были святилища Ареса в виде огромных куч хвороста с мечом. Раз в год в святилищах приносили жертву —животных (лошадей) и пленных, одного из ста. Особым уважением пользовалась Табити, божество домашнего очага и семьи, считалась покровителем скифов. Поклясться очагом начальника — величайшая клятва; ложная клятва домашним божеством по мнению скифов причиняла болезнь начальнику. Изображением бога войны был меч.
Скифская мифология, с учётом археологических находок, сложна и многообразна, требует учёта широкого круга источников.