Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Важнейшие письменные данные о скифах и Скифии

Гипотезы происхождения скифов

Проблема происхождения скифской культуры и самих скифов не имеет убедительного решения до настоящего времени. Существующие точки зрения по этому вопросу многочисленны и противоречивы. Тем не менее, большая часть ученых поддерживает одну из двух гипотез традиционно противопоставляемых.

Легенда о происхождении скифов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Легенда о происхождении скифов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первую автохтонную гипотезу очень подробно обосновал Б. Н. Граков. Прямыми предками скифов, по его мнению, были племена срубной культуры эпохи бронзы, которые из Поволжья сумели проникнуть в Северное Причерноморье. Проникновение происходило с середины II тыс. до нашей эры и было очень медленным. Миграция скифов «из Азии», которую упоминает Геродот, была одной и, скорее всего, последней волной.

Статья: Важнейшие письменные данные о скифах и Скифии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Античные географы считали, что «Азия» начинается сразу за Доном-Танаисом. В степях Причерноморья, считает Б. Н. Граков, произошла встреча мигрантов-«срубников» с переселенцами из тех же областей, только более ранними. Эти родственные друг другу группы слились, в результате чего сложилось этнически однородное население, говорившее на одном из диалектов североиранского языка.

Граков Б. Н. считает, что в основу собственно скифской культуры легла культура срубных племен, которая в ходе перехода от бронзы к железному веку, а также от полуоседлости к подлинному номадизму, испытала значительные изменения. Правда, некоторые формы их оружия и искусства (звериный стиль), автор гипотезы считал привнесенными извне.

К гипотезе Гракова примыкает переднеазиатская версия ленинградского археолога М. И. Артамонова – специалиста по скифам и хазарам. По его мнению, срубная культура эпохи бронзы предшествовала скифской в Северном Причерноморье и предопределила ее основные черты. Такую яркую черту скифской культуры VII в. до нашей эры, как звериный стиль, М. И. Артамонов связывал с влиянием развитых цивилизаций, живших в Передней Азии.

«Важнейшие письменные данные о скифах и Скифии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что касается второй, центральноазиатской гипотезы, то ее выдвинул лидер группы ученых – А. И. Тереножкин. По его мнению, скифы пришли в регион в VII в. до нашей эры из глубин Азии, а между населением Северного Причерноморья доскифского и скифского времени никакой культурной и этнической преемственности не существовало. Сформировавшуюся культуру они принесли с собой – это знаменитая триада с характерным типом вооружения, конской сбруей, художественным звериным стилем.

Вопрос о киммерийцах все гипотезы трактуют по-разному. Киммерийцы, о которых говорят древневосточные и греческие письменные источники, – это предшественники скифов в Северном Причерноморье. Если А. И. Треножкин уверен в том, что скифы имеют полное культурное и этническое отличие от киммерийцев, которым принадлежат самые поздние памятники местной срубной культуры, то Б. Н. Граков в скифах и киммерийцах видит прямых потомков «срубников», а это значит, что у них общая культура и этническое родство. По мнению же М. И. Артамонова, скифы в Причерноморских степях сменили киммерийцев еще во второй половине II тыс. до нашей эры.В киммерийцах он видел носителей катакомбной культуры, вытесненных волной кочевников-«срубников», к которым М. И. Артамонов относил скифов.

Письменные источники о скифах

Письменные источники играют важную роль при решении ряда исторических вопросов кочевых племен Подонья. В основном это данные античных авторов, многие из которых были современниками тех событий, а их свидетельства о Северном Причерноморье и Кавказе собрал, перевел и прокомментировал В. В. Латышев.

По истории Северного Причерноморья подробный анализ письменных источников в своем исследовании «Скифия и Боспор» сделал М. И. Ростовцев.

Письменные источники позднее были подвергнуты анализу многих советских исследователей, занимавшихся историей этого региона. Среди авторов анализа были К. Ф. Смирнов, Б. Н. Граков, В. Б. Виноградов, А. М. Хазанов, М. И. Артамонов и др.

Интересная работа появилась в 1971 г., где ее автор, Д. А. Мачинский, дает несколько карт, отображающих изменения в представлениях античных писателей об этнографии европейских степей в VII- начале II в. до нашей эры.

Данные карты, по мнению автора, необходимо сопоставлять с археологическими, антропологическими, лингвистическими картами.

Исторически достоверное этническое название населения, проживавшего на юге европейской части страны, связывают с киммерийцами, но письменные источники об этом народе дают неопределенные сведения.

Письменные источники о скифах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Письменные источники о скифах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Упоминание о киммерийцах относят ко времени Гомера. Страбон – греческий географ, утверждает, что Гомер знал о киммерийцах, но почему-то помещал их не туда, где они жили на самом деле, - у Киммерийского Боспора, а в мрачную область по соседству с Аидом.

В библейских книгах тоже есть упоминание о киммерийцах, фигурирующих в книге пророка Исайи на рубеже VIII-VII вв. до нашей эры.

Киммерийцы под именем «народов дальних» наводили ужас на народы Востока. Обитавшие на «темном Боспоре» киммерийцы, писал Страбон, довольно часто вторгались в те страны, которые располагались на правой стороне Понта.

Страбон и Геродот говорят о пребывании киммерийцев на территории Крыма и Северо-Западного Кавказа.

Письменные источники сохранили мало сведений об общественном строе и быте киммерийцев. Геродот упоминает о степени участия народа и вождей в решении важных вопросов, а это говорит о стадии военной демократии, которая является переходной формой от родового общества к обществу классовому.

Говорить конкретно о границах киммерийских владений до появления скифов не всегда возможно, потому что сведения письменных источников не всегда точные.

Исторические источники большую часть сведений содержат о скифах. Впервые скифы упоминаются в анналах ассирийского царя Асархаддона.

Это был союз против Ассирии с государством Манна и относится к 70-м годам VII в. до нашей эры. Между скифами и киммерийцами, которые были вытеснены на юг из европейских степей, отношения были враждебными и отражены в легендах и преданиях.

Античные историки о скифах

В ассирийских клинописных источниках зафиксированы наиболее ранние упоминания о скифах. Ассирийские документы говорят о том, что вначале скифы проникли на территорию Манейского царства, поддержав его в борьбе с Ассирией. Обеспокоенные ассирийцы стараются привлечь скифов на свою сторону.

Историки античности оставили много сведений о скифах и Скифии. Первые сведения о скифах дает Илиада, а в Одиссее есть отзвук знакомства с киммерийцами.

В античное время со скифским севером сношения не прекращались и даже были сильнее, отражаясь в истории Средиземноморья. В этот период скифы могли сыграть или играли в ней какую-то роль.

В результате греко-персидских войн появляется новый интерес к скифам и Скифии. Скифов во время войн рассматривали как возможных союзников.

С началом новой эпохи – это VI-V вв. до нашей эры среди писателей выделяется Гекатея из Милета. В его труде «Землеописание» есть отрывки, касающиеся Скифии.

Хотя в кругозоре этого писателя была не только Скифия, но и Северный Кавказ, но скифских племен там он не называет.

Есть у него сведения о скифах, относящиеся еще к VII- VI вв., о последнем вторжении скифов в киммерийские земли. По всей вероятности, информацию о походе в Скифию персидского царя Дария I Геродот взял у него.

В своем труде о греко-персидских войнах Геродот из Галикарнасса в деталях дает географию и границы Скифии, их происхождение, обычаи, религию, северо-восточный торговый путь.

Также Геродот отражает события ранней истории скифов, отражает их походы в Переднюю Азию до границ Египта в конце VII – начале VI в. до нашей эры.

Геланник из Митилен на Лесбосе – это современник Геродота, написал труд «Скифское», правда, до нас не дошедший. Сохранились только скупые отрывки, но существенные.

Ему была известна европейская Скифия и ее задонское продолжение. Геланник приписывает скифам изобретение железа и одним из первых идеализирует их нрав и быт.

Значительные сведения по географии и истории Скифии, дает Страбон (63 г. до нашей эры-23 г. нашей эры), часто употребляя термин скифы.

Сведения о скифах он берет у Геродота, Эфора, Гекатея и Гомера. После Страбона воспоминания о скифах попадаются в виде экскурсов у греческих и римских авторов эпохи римской империи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot