Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Китай в период реформ 80-90 годов XX века

Определение 1

Политика реформ и открытости — это программа реформ в Китайской Народной Республике, нацеленная на создание социализма с китайской спецификой и открытость миру.

Общая характеристика реформ

Реформы начались в 1978 по инициативе прагматического крыла Коммунистической партии Китая, возглавленного Дэном Сяопином, и продолжаются до сих пор. Реформаторы поставили цель создания такой прибавочной стоимости, которая была бы достаточна для финансирования модернизации экономики, находившейся на грани катастрофы после провала политики «большого скачка» и правления Мао Цзэдуна. Первоочередными задачами были решение вопроса мотивации рабочих и ликвидация экономических диспропорций.

Экономические реформы включали несколько этапов. Они не были частью теоретических построений, а являлись выверенным ответом на насущные проблемы.

Реформы привели к экономическому росту и изменили жизнь сотен миллионов китайцев. Более 850 миллионов человек были избавлены от нищеты.

В 1995—2009 годах ВВП Китая в среднем ежегодно рос на 10 %.

На Западе реформы в Китае воспринимались как переход к капитализму, однако, китайское правительство, избегая идеологических противоречий и вопросов о легитимности, утверждает, что это лишь форма социализма. Оно не отрицает, что применяет экономические меры, использующиеся в капиталистических странах. Это противоречие Дэн Сяопин объяснил знаменитой фразой: «Неважно, какой цвет у кошка — главное, что она ловит мышей», и цитатой из Маркса, что практика является главным критерием истины. Некоторые авторы обратили внимание на внутрикитайские источники экономических практик реформаторов.

Этапы реформ

Первый этап обновления страны начался после третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, прошедшего18—22 декабря 1978 года, и охватил 1979—1984 годы. Первая часть экономической реформы задела учреждение систем семейных подрядов в аграрном секторе, пришедшим на смену распущенным «коммунам», «малым» и «большим» бригадам. Хемля вне городов объявлялась собственностью «коллектива сельских жителей». Так сохранение коллективной собственности позволило провозгласить подворный подряд в русле социалистической экономики.

«Китай в период реформ 80-90 годов XX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В большинстве секторов роль правительства сократилась, руководители получили больше управленческих полномочий, поощрялось доходное производство, выросла роль частного сектора, эксперименты с формами владения проходили и в государственном секторе. Ослабло давление на внешнюю торговлю, а объединение предприятий с зарубежными фирмами поощрялись как первоисточник технологий и иностранной валюты. С увеличением стимулов, доходов, роста в сфере услуг и расцвета промышленного сектора в Китайской Народной Республике начали проявляться черты общества потребления.

Во внешней политике внедрялась «политика открытых дверей», согласно которой в КНР были разрешены международная торговля и иностранные инвестиции. В этом большую роль играла китайская диаспора. Эти инициативы подняли уровень жизни китайского населения и позволили позже поддержать сложные реформы.

Однако движение к рынку было сложным, и к 1987 году завершение перехода было далёко. Снижение ограничений на активность облегчило некоторые застойные экономические трудности Китая, но дало толчок к появлению новых проблем. Инфляция стала проблемой впервые с 1950-х годов. Вместе с возможностями извлечения прибылей появились растущее неравенство и новые соблазны для совершения преступлений, коррупция, а также западная система ценностей, рассматриваемая многими китайцами как «духовное осквернение». Государство контролировало крупнейшие несельскохозяйственные предприятия, и всё ещё часть отраслей руководствовалась, главным образом, центральным планированием.

В конце 1980-х годов китайская экономика представляла собой смешанную систему. Было нельзя характеризовать её как плановую экономику, но нельзя и как рыночную. Руководство придерживалось расширения программы реформ, как залога экономического роста, но оно было вынуждено сосредоточить свое внимание на ключевых аспектах (на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить политического недовольства. В связи с этими обстоятельствами, разные силы руководства действовали друг против друга, порождая «разногласия». Экономика не так сильно контролировалась планированием из-за рыночной отрасли. Одновременно рынок не мог эффективно работать, поскольку многие товары находились под контролем государства и большинство цен сдерживались правительством.

Несмотря на взрыв 1980-х годов, китайская экономика разделяла множество основных черт с экономиками развивающихся стран. В 1986 году валовой национальный продукт на душу населения составлял около $228, отражая низкий уровень производительности. Как и в других странах, это не способствовало началу усилий по индустриализации, основная рабочая сила была всё ещё занята в сельском хозяйстве, дававшем 30 % стоимости объёма продукции. Сельскохозяйственные работы всё ещё велись вручную. Современное оборудование использовалось в промышленности, но было основано на старых моделях.228, отражая низкий уровень производительности. Как и в других странах, это не способствовало началу усилий по индустриализации, основная рабочая сила была всё ещё занята в сельском хозяйстве, дававшем 30 % стоимости объёма продукции. Сельскохозяйственные работы всё ещё велись вручную. Современное оборудование использовалось в промышленности, но было основано на старых моделях.

Результаты реформ

В других отношениях китайская экономика отличалась от большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие состояло в том, что она была организована как социалистическая система. Господство государства, центральное управление, перераспределение ресурсов между регионами и предприятиями, распределение зерна отразились в системе распределения доходов, бывших намного ограниченнее, чем в остальных развивающихся странах. Искренность капитализму была придана формой частной собственности в производственных фондах.

В середине 1980-х годов большинство китайцев оставались в нищете по американским меркам, но несколько измерений показали, что их жизнь была значительно лучше, чем предполагалось, исходя из уровня ВНП на душу населения.

Несмотря на экономические достижения Китая, дисбаланс и дефицит устояли. Этому способствовали беспорядок, разрушивший экономику во время Культурной революции, недостаточная гибкость планирования и оплошности в ценообразовании, не отвечающие современным требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валюты для закупок.

Побочным продуктом реформ 1970-х годов стало увеличение количества доступной информации. Правительство собирало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованный сбор статистики прекратился в конце 1950-х. Это продолжалось до 1979 года, когда Государственное бюро статистики опубликовало экономическую статистику.

Переход на рыночные рельсы породил две проблемы:

  • первая из них заключалась в том, что отмена центрального планирования требовала создания механизмов установления финансовой политики;
  • вторую проблему порождали государственные предприятия. При системе замороженных цен, размер доходов и расходов государственных был фиксирован, позволяя использовать разницу для финансирования социального обеспечения.
Дата последнего обновления статьи: 05.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot