Мифология имеет отличия от фольклора: миф предстает истинным знанием о мире, в отличие от фольклора, который художественно-эстетически отображает мир и не обязан восприниматься правдиво и жизнеподобно.
Происхождение мифов
Мифологические представления существовали практически у всех народов мира на определенных стадиях их развития, что подтверждается изучением истории как примитивных народов, так и существующих в наши дни.
Если до Эпохи великих географических открытий европейцам были знакомы лишь античные мифы, то затем они узнали о наличии мифологии у жителей Америки, Африки, Океании и Австралии. Западно-семитская мифология прослеживается в Библии. До принятия ислама у арабов существовала собственная мифология.
Время происхождения мифов не поддаётся точному определению, их создание неразрывно связано с происхождением сознания и языка.
Главной задачей мифа является формирование образцов, моделей для всякого совершаемого человеком действия. Миф дает возможность человеку обрести смысл в жизни.
Разновидности мифов
Космогонические и антропогонические мифы
Космогонические мифы — мифы о сотворении мира. Они начинаются с описания отсутствия порядка во вселенной и служат для объяснения происхождения жизни на Земле.
Очень распространённым сюжетом космогонических мифов является создание мира из мирового яйца. Такие мифы можно встретить у многих народов на разных континентах.
Зачастую роль творца в космогонических мифах принадлежит животным.
Нивхи объясняли создание мира сказанием о маленькой синице, нырявшей в воду и достававшей землю клювом. Так появился островок, а затем и вся земля, на которой возникла разнообразная жизнь. Австралийские аборигены и североамериканские индейцы считали, что Землю создала черепаха и держит её на себе.
Также во многих мифологиях мир создали боги:
- Египетские Атум и Птах;
- Зороастрийский Ахура Мазда;
- Индуисткий Вишвакарман;
- Виракоча инков;
- Финская богиня Ильматар.
В мифологии германских народов боги создали мир, использовав тело убитого ими великана Имира. Похожий сюжет имеет индуисткая мифология – сотворение мира из тела Пуруши.
Дуалистическим мифологиям свойственны сюжеты о противостоянии сил созидания и сил разрушения.
Среди мифов особое место занимают мифы антропогонические, то есть мифы о сотворении человека или его мифических первопредков . Часто в них одни и те же боги создают и мир, и человека. Другим вариантом взаимосвязи является антропоморфизация мира, при которой из тела первочеловека возникает вселенная.
В разных мифологиях человек создаётся из разных материалов. Самыми распространёнными являются глина и земля. Прометей создаёт людей из глины в древнегреческой мифологии, Энки и его жена Нинмах в шумерской, Мардук и Эйя в аккадской, Хнум в египетской и т. д. У других народов материалом для создания человека послужило дерево. В более экзотических вариантах встречаются орехи (у перуанских индейцев и меланезийцев) или кости животных, рыб и птиц (у племён североамериканских индейцев).
Во многих мифах сотворение мужчины произошло раньше сотворения женщины.
Отдельным типом антропогонических мифов являются тотемические мифы, в которых повествуется о происхождении конкретного племени от того или иного животного
Эсхатологические и календарные мифы
Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют вместе с космогоническими мифами и объясняются представлением о противостоянии сил хаоса и космоса.
В первой разновидности таких мифов предполагается конец света в будущем, например, германский миф о Рагнарёке, в другой описываются подобные события в прошлом. Причиной уничтожения мира в различных мифах может стать гибель богов, мировой пожар, всемирный потоп, уничтожение предшествующих поколений.
В календарных мифах мифологизируется смена временных циклов — зимы и лета, дня и ночи. Они связаны с астрологией, астрономическими наблюдениями, праздниками урожая, празднованием Нового года и другими календарными событиями.
В древнеегипетской мифологии владыкой времени является бог Луны, Тот, который через её фазы связан с любыми астрономическими наблюдениями. Ему приписывалось изобретение года из 365 дней, а не 360, как было ранее.
В шумеро-аккадской мифологии основоположником календаря считался Мардук. В его честь праздновали совпадавший с днём весеннего равноденствия Новый Год в месяце ниссан.
В Древнем Риме деление года на 10 месяцев относилось в счет Ромулу. Нумой Помпилием были введены январь и февраль. По новолунию особый жрец определял и обнародовал начало каждого месяца. От латинского слова calare («объявлять») произошло слово «календарь».
Суточный цикл у египтян связан со спуском солнечной барки бога Ра в преисподнюю, а также с борьбой Гора и Сета (дня и ночи). В Месопотамии с путешествием Шамаша (солнца) от «горы восхода» до «горы заката». В Греции с путешествием Гелиоса на небесной колеснице.
Важной разновидностью календарных мифов являются символизирующие смену времен года мифы об умирающем и воскресающем боге.
В древнегреческой мифологии таким мифом был миф о Деметре и о украденной Аидом её дочери Персефоне. Богиня плодородия Деметра так скучала по дочери, что земля перестала давать урожай. Зевс повелел Аиду вернуть Персефону, но та уже попробовала гранатовые зёрна и каждый год была вынуждена возвращаться в подземное царство. Нахождение Персефоны в царство Аида символизирует зиму.
Со сменой времен года связан миф о ссоре Ра и Тефнут, которая приводит к засухе Нила, когда они мирились, Нил вновь разливался.
Героические мифы
Типичный сюжет героического мифа заключается в необыкновенном детстве героя (сиротство, особенные способности или судьба), изгнании, совершении подвигов, победе над чудовищами, спасении прекрасной девушки, возвращении и свадьбе. Многие героические мифы исполняют поучительную функцию, в иносказательной форме повествуя о формировании личности и приобретении статуса в обществе.
Особой категорией героев являются культурные герои. Они внесли цивилизационный вклад в культуру народа. Зачастую культурный герой мог являться демиургом, участвуя в творении, или первым законодателем, добыть или изобрести для людей различные предметы (огонь, орудия труда, культурные растения), научить их охотничьим приёмам, искусствам, ремёслам, ввести социальную организацию, магические предписания, брачные правила, ритуалы и праздники.
Мифы о животных
Образы животных использовались не только для космогонических мифов, но и для описания мира — космографии. В древнеиндийских поверьях земля держится на спинах семи слонов, которые стоят на спине черепахи, а та на змее. Подобная роль нередко отводилась рыбе. Ее резкое движение приводит к землетрясению, а наводнения начинаются, когда она опускает голову.
Культовые мифы
Культовые мифы объясняют мотивировку какого-либо обряда или иного культового действия.
Наиболее примитивными культовыми мифами являются тотемические, которые сопровождаются обрядом переодевания в тотемических предков. Часто культовые мифы являются эзотерическими, то есть их смысл понятен только ограниченному числу людей. Обычно такие мифы связаны с обрядом инициации, когда мальчик, достигший совершеннолетия, должен пройти испытания для последующего посвящения в мужчины и приобщения к эзотерической традиции.