Историография - это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки.
В течение XX века в западной Европе сложилось несколько историографических направлений и школ.
Немецкая историография
Среди историков Веймарского периода можно выделить два основных направления:
- консервативное;
- либеральное.
Консервативное течение научной мысли господствовало, определяя содержание и структуру истории, контролируя ведущие исторические журналы. В центре изучения консервативных историков стояла политическая история, которую они понимали с идеалистических, гегелевских позиций. На первом месте среди двигателей истории была сила, приравненная к нравственности. Поражение Германии в Первой мировой войне не заставило немецких историков пересмотреть взгляды на силу и войну.
Представителями направления была разработана концепция «удара ножом в спину», говорящая о том, что выиграть войну помешала революция.
Историки либерального направления были более конструктивны и обладали другим отношением к историческому мышлению. Поддерживали Веймарскую республику, хотя многие изначально были монархистами. Мейнеке приняли участие разработке Веймарской конституции.
Он же в 1924 году издал книгу «Идея государственного разума в истории», анализирующую и пересматривающую традиционные представления об истории. Отдалился от гегелевских взглядов на нравственность как основу и источник государства.
В послевоенный период главным предметом исследований немецких историков была немецкая катастрофа: в чем ее истоки, в чем причины поражения. Уже старый Мейнеке свел все к демоническому началу деятельности Гитлера.
В объяснении фашизма было 2 идеи:
- идея единства христианского Запада;
- идея атлантической солидарности.
Также пересматривались политические ориентиры Германии в мире. Провозглашалось, что Германия больше никогда не должна противопоставлять себя Западу, имея с ним единые христианские ценности.
Историки использовали тезис Бисмарка о недопустимости для Германии воевать на два фронта. В новых работах Бисмарк предстает как пан-европеец.
Тенденции в немецкой историографии:
- пересмотр представления об истории. Ответственность немецких историков за фашизм и милитаристское воспитание;
- отказ от крайностей национализма.
Таким образом, немецкие историки, отсекая крайности, сохраняли приверженность идеалистическому пониманию истории. Фундаментальными являются не экономические факторы, а воля политически активных лиц.
В середине 60-х годов произошли изменения в исторической науке и образовании. На первый план вышли неолиберальные политические и научные концепции.
Политической платформой стало выступление против «холодной войны», за мирное сосуществование двух лагерей.
В основу научной платформы легло идеалистическое понимание исторического процесса переставало доминировать. Укреплялся многофакторный подход, изучавший значимые в истории экономические реалии.
В основанном 1975 году новом «Журнале по истории как общественной науке» на первом месте была история общества.
Возникла дискуссия о соотношении личностей и общественных структур.
Неолиберал Теодор Шидер говорил о большом значении структур, но делал выводы, что личность первенствует над структурами. Факт дискуссии показывает отход немецкой историографии от концепции приоритетной значимости личностей в истории.
Французская историография и школа «Анналов»
Школа «Анналов» пережила три этапа:
- 1929-1945 – журнал «Анналы по экономической и социальной истории». Период Марка Блока и Люсьена Февра;
- 1946–1969 годы – период Фернана Броделя;
- С 1969 года – обновленные «Анналы».
На первом этапе историки, психологи, географы, экономисты использовали при изучении истории многофакторный подход.
В основе трудов лежали психология и антропология. Февр указывал, что историк не обязан быть эрудитом, но многое должен учитывать. Блок описывал аграрные отношения в средневековой Франции.
На главное место во французской историографии вышла проблема менталитета.
В 1946 году главным редактором «Анналов» стал Фернан Бродель. В написанной в войну книге «Средиземноморье и его мир в эпоху Филиппа II» описывает историю всего средиземноморского бассейна на протяжении 4 тысячелетий.
Развивая взгляды Блока и Февра сформулировал оригинальную концепцию разных темпов исторического времени.
Не видел предмета исторического исследования в событиях малой протяженности, представляющих, с его точки зрения, интерес только для журналиста.
В 1969 году после ухода Броделя с поста главного редактора «Анналов» в журнале проявились новые исторические тенденции. Большую роль стала играть математическая история. Например, Пьер Шоню в книге «Севилья и Атлантика» изучал не людей и не события, а цифры, через них объясняя период. Изучал изменение цен и движение товаров в Севилье. Таким образом, период отмечен дегуманизацией истории.
Английская историография
Английский истории Колингвуд изучал античную культуру. Считал, что причина ее гибели в том, что сами представители считали, что ей суждено погибнуть. Выдвигал теорию кризиса западной цивилизации.
Сам Колингвуд был далек от марксистских взглядов, но марксизму симпатизировал, называя его «философией без перчаток». Историю считал наукой для самопознания, а предметом истории – действия людей, а не процессы. Люди совершают действия в соответствии с целями – внутренними и внешними. Но сначала мысль возникает в голове человека. Для объяснения причины действия необходимо обнаружить мысль. Также Колингвуд не разделял мысли на разумные и неразумные.
В послевоенной английской историографии выделяются два течения:
- сторонники старых путей (консервативное течение);
- сторонники новых путей (либеральное течение).
Консерваторы считали, что факты дискретны, а значит в прошлом можно все узнать. Сторонники эмпирического подхода, по традиции отрицательно относились к теории. Разделяли принципы географизма и описательности.
Либералы видели кризис британской историографии вследствие перегрузки фактами без обобщений, поэтому разрабатывали теории для объяснения совокупности фактов. Использовали марксистскую методологию.