Цивитас - это совокупность полноправных граждан, объединенных в гражданскую общину.
Изначальный коллективизм римской гражданской общины
Полис — это особая форма политической и социально-экономической организации общества, характерная для Древней Греции и Древней Италии.
Гражданская община Рима (civitas Romana) с самого начала представляла собой аналог греческих полисов на италийской почве. Ее развитие шло долгим путем от архаической родовой организации до влиятельной мощной политической общности, которая объединила сотни тысяч людей по всему Средиземноморью. Как и всякие земледельческие общины, существовавшие в условиях господства натурального хозяйства, гражданский коллектив Рима с самых давних пор тяготел к замкнутости, обособленности и полной самодостаточности. Менталитет древних римлян, суровых воинов и пахарей, всегда отличался традиционализмом и консерватизмом. В основу патриархальной системы ценностей римского общества легли «нравы предков». Простота, строгое соблюдение традиционных моральных норм и суровых обычаев, безусловный приоритет интересов общественных перед частными, ярко выраженный коллективизм с незапамятных времен сформировали идеальную модель поведения римских граждан.
Категорическое отрицание чужих культурных ценностей, норм и обычаев порождало в римлянах периода царей и первых консулов враждебность по отношению к чужакам, в особенности к ближним соседям, со стороны которых исходила постоянная опасность территориальных захватов. Вместе с тем декларативная враждебность к чужакам в римской идеологии на практике легко уживалась с постоянной готовностью римского общества к заимствованиям и восприимчивостью к иноземным влияниям.
Самое глубокое влияние на римскую культуру в III-I веках до н.э. оказала греческая культура. Среди римлян распространяется греческий язык, а критерии греческой образованности теперь действуют и для италийской аристократии. Все знатные римляне почитали своим долгом усваивать основные достижения греческой научной и философской школы.
Идеологические установки римского полиса
Римская община в раннереспубликанский период была одним из государственных образований на Апеннинском полуострове. Она представляла собой небольшое государство с одним городом, являвшимся центром политической и культурной жизни. Окруженный оборонительными стенами город представлял собой крепость, служившую убежищем для окрестных жителей в дни военной опасности. Гражданами общины могли быть лишь местные уроженцы, которые владели земельными участками. Иноземцы и рабы не могли владеть землей, а потому не являлись гражданами. Граждане были должны служить в ополчении и участвовать в народных собраниях. Выборные магистраты выполняли функции исполнительной власти.
Магистраты – это выборные должностные лица.
Коллектив граждан на народных собраниях решал политические дела и, собираясь в ополчение, защищал границы своего государства. Над гражданами отсутствовало давление бюрократии; государственная машина не представлялась им чем-то чуждым. Гражданин со своими домочадцами и рабами обрабатывал земельный участок, голосовал в народном собрании и избирал магистратов, отстаивал родной город от врагов с оружием в руках.
Курия – это объединение граждан Древнего Рима, из представителей которых образовывалось пешее войско.
Для граждан полисной общины характерно чувство свободы, осознанного выбора действий. Гражданин знал, что участие в военном походе не прихоть должностных лиц, а необходимость борьбы с врагами; что народное собрание решает обложить граждан новым налогом, потому что этого требует сложившаяся ситуация, а не по произволу правящей администрации. Государственные поступки и меры представлялись жителю понятными. К тому же эти меры принимались на народном собрании, в котором принимал участие сам гражданин. Такой порядок порождал чувство свободы, уверенности в своих силах, собственного достоинства, спокойный взгляд на жизнь и сложившиеся отношения.
Поскольку политические и военные вопросы разрешались коллективно на народном собрании, это формировало чувства коллективизма, гражданской общности и препятствовало развитию индивидуализма. Мысли и интересы отдельной личности растворялись в гражданском коллективе.
Кризис идеологии римской гражданской общины
Кризис Римской республики — это период продолжительной социальной нестабильности и политической борьбы, результатом которого стало падение Римской республики.
Развитие товарно-денежных отношений и рабовладения, повлекшее за собой увеличение социальной дифференциации римских граждан, наряду с проникновением в гражданство пришлых элементов, расширением территории Римской республики и углублением иностранного культурного влияния породили кризис римской общины. К концу II века до н.э. выяснилось, что Римская республика, став крупнейшей державой в Средиземноморье переросла границы архаичной общины, возникшей некогда на берегах Тибра. В результате успешных завоеваний римское город-государство возглавило новое надгосударственное образование — Римско-италийский союз, который включал весь Апеннинский полуостров, а с II века до н.э. и многие области Средиземноморья с большим населением, многочисленными городами, разными социальными структурами, сложным хозяйством, постоянной армией, разветвленным государственным аппаратом.
Разложение античной общины привело к кризису полисной идеологии. В последний век существования республики в римском гражданском коллективе явственно проявляются рост индивидуализма, отмирание полисного патриотизма и отход от традиционных ценностей.
Духовный кризис и религиозные искания в римском обществе Поздней республики ярко проявились в широком распространении в это время восточных религиозных культов.