Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Религиозная политика императора Константина Великого

Отношение Константина к христианству

Замечание 1

Император Константин Великий относился к христианству совершенно противоположно, нежели Диоклетиан. Если в других сферах жизни государства Константин продолжал преобразования Диоклетиана, то в религиозной политике он круто изменил её направление.

Диоклетиан оценивал церковь как соперника государству и видел в ней врага императорской власти, данной богом. Константин увидел в христианстве ту силу, которая может стать базовой основой государства и абсолютной власти доминуса. Он видел, что жестокие гонения на христиан приводят лишь к распространению веры во Христа среди жителей и империи и в римской армии. Это способствовало обострению социальных отношений и возникновению народных волнений.

Хроника признания христианства

Первый акт отмены гонений на христианскую церковь принял Галерий в 311 году. Константин продолжил его действия и принялся поддерживать христиан. В 313 году вместе с Лицинием он принимает Медиоланский эдикт. Эдикт уравнивал христианскую религию с другими религиозными верованиями. Конфискованное ранее имущество церкви возвращалось или церковь получала за него компенсацию.

В 315 году Константин подтвердил принятый ранее указ о предоставлении христианскому духовенству привилегии не платить повинности в пользу государства. Он же гарантировал беспрепятственное проведение молитвенных собраний христиан. Христианское духовенство и церковные общины наделялись правами юридического лица. Теперь они имели право покупать рабов или отпускать их на волю, открывать вклады и получать наследство, владеть и распоряжаться собственностью. Христианские церкви могли предоставлять убежище. Христиан запретили принуждать участвовать в языческих ритуалах.

Константин по-прежнему оставался язычником. Хотя он и поклонялся Христу, он продолжал верить в бога Солнца, Аполлона и других богов. Многие языческие храмы были закрыты. Часть их ценностей были переданы в государственную казну, ликвидировалась должность жреца в таких храмах.

«Религиозная политика императора Константина Великого» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Константин и христианская церковь

Замечание 2

Христианская церковь претерпевали существенные изменения. После разрешения её свободного исповедования изменился социальный состав общин. Кроме этого, попытки привести учение к единообразию столкнулось с разногласия в основах веры. Это приводило к появлению течений внутри христианской церкви.

В Африке появилось движение донатизм (по имени лидера движения Доната). Началось оно с выступлений против обвинённого в нестойкости епископа Карфагена. Оно объединило силы, борющиеся за социальное равенство, выражающееся в религиозной форме. Донат вскоре был избран карфагенским епископом. Радикальные сторонники Доната выделились в течение циркумцеллионов (дословно, бродящие около жилищ). Они нападали на имения богачей, называли себя истинными христианами. Константин и церковь враждебно отнеслись к донатизму.

В Египте возникло течение арианство. Пресвитер Арий из Александрии утверждал, что Христос «подобносущен» Богу-отцу, а не «единосущен». По его мнению, Христос не бог, а посредник между Богом и людьми. Оппонентом Ария был Епископ Афанасий. Арианство быстро распространялось по империи, так как являлось попыткой понять христианство с позиции язычника. Константин поддерживал сторонников равенства Христа и Бога-Отца, выступая против арианства.

Приобретя самодержавную власть, Константин созвал в 325 году съезд епископов Запада и Востока империи в городе Никее. Съезд получил название Вселенского Собора. Перед ним он поставил задачу: ликвидировать разногласия в учении. Император желал искоренить вражду внутри церкви и запретить арианство. Несогласных с требованием самодержца прокляли и сослали в далёкие провинции. Никейский собор разработал календарь христианских праздников и систематизировал иерархию церковных должностей. Епископы Рима и Александрии получили титул патриархов и пап, епископ Антиохии звание патриарха. Клир провинций возглавлял архиепископ, клир городов – епископ.

Дата последнего обновления статьи: 26.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot