Послевоенный период (1946—1951 годы)
В 1945 году на смену ушедшему в отставку коалиционному правительству пришёл социал-демократический кабинет под руководством Пера Альбина Ханссона, а в 1946 году его заменил Таге Эрландер. Социал-демократы еще в 1944 году выдвинули «послевоенную программу рабочего движения», которая была нацелена на закладывание основ системы всеобщего социального обеспечения, охватившей бы всех граждан, а также формирование эффективной частнопредпринимательской экономики при помощи планового ведения хозяйства. Раздел программы, который затрагивал социальную политику, был выполнен следующими нововведениями:
- всеобщее страхование по болезни;
- пособие на детей;
- новый закон о защите труда (1948);
- увеличение отпусков;
- введение девятилетней школы.
В 1946 году Швеция вступила в ООН.
Период «красно-зелёной» коалиции (1951—1957 годы)
В эти годы в Швеции в связи с быстрым ростом цен и высоким уровнем инфляции проводилась жёсткая экономическая политика. В 1951 году было создано коалиционное правительство социал-демократической партии и Крестьянского союза. В политическом плане годы их сотрудничества были для Швеции относительно спокойными. Правительственные партии свое внимание сосредоточили на проведении уже начатых реформ: индексация пенсий и пособий на детей, страхование по болезни, стипендии для студентов и т.д. Рост реальной зарплаты в 1950-е годы давал возможность ежегодно повышать жизненный уровень всех групп населения. В этот период был очень высок спрос на товары и услуги, но в то же время 1950-е годы стали временем жилищного кризиса. В 1957 году коалиция распалась.
«Шведская модель»
Равномерный экономический рост, который был характерен для развития экономики Швеции после Корейской войны, сохранялся на протяжении 1960-х годов и в начале 1970-х. В 1950-1973 год стоимость продукции промышленности в Швеции выросла на 280 % в постоянном денежном выражении.
В эти годы «Шведская модель» достигла своего расцвета. Заключение централизованных договоров, сотрудничество между капиталом и трудом, либеральная экономическая политика, которая была направлена на увеличение экономического роста — это все способствовало созданию доверительных отношений между всеми сторонами на рынке труда. Показатель жизненного уровня в Швеции достиг самых высоких показателей в мире. Рост прибыли и зарплат в промышленности показывал рекордные темпы. Основополагающим принципом действий на рынке труда стала политика солидарности в области зарплаты. Значительно расширился общественный сектор, что логично было следствием формирования общества всеобщего благосостояния. Быстрыми темпами развивалась инфраструктура — больницы, школы, дороги, коммуникации. Было положено начало формированию постиндустриального общества. Новая конституция была принята в 1974 году. Отныне король лишался политической власти, и оставался только главой внешнеполитического комитета. Двухпалатный парламент заменялся однопалатным риксдагом.
Шведская модель - это рыночная экономика смешанного характера, сочетающая общественное потребление с преобладающей частной собственностью в сфере производства.
В середине 1970−х годов заметно осложнилось экономическое положение страны в связи с обострением конкуренции на внешних рынках и кризисом производства. Некоторые отрасли промышленности, которые попали в глубокий структурный кризис, получали государственную помощь в огромных масштабах. Вследствие этого многие экономисты начали говорить о крахе шведской модели экономики, структурном кризисе государства благосостояния, слишком высоком уровне личного налогообложения, разрастающемся государственном секторе, который вытеснял частные фирмы. В 1970-х годах сырьевая зависимость из основы благосостояния страны превратилась в фактор, усложняющий возможности экономического роста.
Социал-демократы потеряли власть после выборов 1976 года. Новое правительство сформировала правоцентристская коалиция, в которую вошли Партия центра, Народная партия, Умеренная коалиционная партия. Кабинет возглавил премьер-министр Турбьёрн Фельдин. Началось чередование у власти левоцентристских и правоцентристских правительств.
Ведущей тенденцией в экономическом развитии Швеции 1980-х годов стал переход от зависимости от чёрной металлургии и железной руды к передовым технологиям в производстве электротоваров, транспорта, средств связи, фармацевтических и химических изделий. В начале 1980-х годов объектом политических дебатов стали такие проблемы, как прекращение экономического роста, снижение национальной конкурентоспособности на мировом рынке, влияние бюджетного дефицита и инфляции, появление значительной безработицы. Поддерживаемое профсоюзами правительство Пальме опубликовало программу среднего между капитализмом и коммунизмом «третьего пути». Пальме считал необходимым закрепить безъядерный статус Северной Европы.
В феврале 1986 Улофа Пальме убили в Стокгольме. Его преемник, Ингвар Карлссон, столкнулся с ростом рабочего движения, скандалами, и спадом экономики. Аналитики во второй раз заговорили о кризисе шведской модели. Государственный сектор, эффективный в 1950—1960−х годах, вошел в состояние перманентного кризиса. Безработица достигала 13 % — по шведским стандартам исключительно высокий показатель. Чаще стали проходить забастовки. Возникли противоречия между профсоюзами и социал-демократами. Финансовые проблемы и усиление политических разногласий сопровождалось ростом в стране этнической напряженности, неоднозначным решением вступить в Евросоюз и дебатами о шведском нейтралитете.
Спад в экономике в начале 1990-х годов привёл к увеличению безработицы, бюджетного дефицита и государственного долга. Упорядочение финансов, политика низкого уровня инфляции, развитие связи и информационных технологий дали возможность добиться высоких темпов роста во второй половине 1990-х годов. Пика страна достигла в 2000 году, затем начал сказываться фактор общемирового спада. Рост шведского экспорта сдерживался небольшим уровнем спроса на зарубежных рынках на технологии связи и автомобили.
После падения Берлинской стены в 1989 году Швеция пересмотрела политику полного нейтралитета и в 1995 году стала членом ЕС.