Административное управление экономикой
30 января 1933 года Гитлер стал рейхсканцлером, и Германии начался период фашистской диктатуры, в стране стала проводиться экономическая политика фашизма.
Основным содержанием этой политики стала общая милитаризация экономики, основанная на тесных связях между государством, монополиями и правящей партией, и переходом к преимущественно административному управлению экономикой.
Формировался сложный государственный аппарат управления экономикой и ее регулирования, уходили в прошлое рыночные методы саморегулирования, основанные на экономической свободе. Для проведения в жизнь милитаристской экономической политики был создан ряд государственных структур. Государственной экономической политикой руководил Генеральный совет немецкой экономики, в него входили 12 представителей крупнейших монополий. Экономикой страны управлял Генеральный совет, сочетая отраслевое и региональное управление. По отраслевому принципу было построено управление народным хозяйством, которое определило развитие:
- энергетики,
- промышленности,
- торговли,
- ремесел,
- банковского дела,
- строительства.
Одновременно начала формироваться территориальная структура управления. Административные методы управления экономикой становились преобладающими. Было введено государственное регулирование распределения сырья. Государство полностью контролировало экономику, в результате чего сформировалась тоталитарная система правления, позволившая Германии разработать и реализовать несколько четырехлетних планов.
Милитаризация экономики
Всеобщая милитаризация экономики стала основным направлением фашисткой экономической политики. Милитаризация экономики происходила быстрыми темпами и рассматривалась как основное средство выхода из кризиса. Расходы государственного бюджета значительно увеличились, что стимулировало высокие темпы роста военного производства, в основном тяжелой промышленности:
- металлургии,
- транспортном машиностроении,
- электроэнергетики,
- химии и т.д.
Этим отраслям предоставлялись кредиты и все необходимые ресурсы.
Три пятых всех капитальных затрат приходилось на отрасли, производящие «продукцию военного назначения»:
- были построены новейшие заводы по производству военной техники,
- созданы запасы сырья и продуктов питания,
- денежные средства были переданы в руки армии,
- проведена стандартизация железных дорог, металлопродукции и деталей машин.
Выросла добыча железной руды, увеличилось производство нефтепродуктов, пластмасс, станков и автомобилей. Военные расходы в 1933-1939 годах увеличились в 10 раз, а объем производства тяжелой промышленности на 50% превысил уровень 1929 г. На долю продукции военного назначения приходилось 80% всего промышленного производства страны.
Компании, продукция которых не входила в категорию продуктов, важных для ведения войны, подлежали ликвидации. В невоенных отраслях производства произошло резкое падение производства, был наложен прямой запрет на вложения в бумажную, шерстяную, хлопковую и ряд других отраслей. Правительство с трудом выделяло средства на развитие отраслей, производящих товары народного потребления, жилищное строительство оставалось на низком уровне.
Страна начинает проводить политику насильственной синдикации. Министр экономики имел право объединять существующие компании в картели и союзы, запрещать производство одних видов продукции и увеличивать производство других.
Сельское хозяйство
Развитие сельского хозяйства контролировалось государством. Было образовано Имперское сословие по продовольствию, объединившее сельскохозяйственных рабочих, крестьян, производителей продуктов питания, юнкерские хозяйства, торговцев сельскохозяйственной продукцией. Основной целью этого сословия было создание запасов еды для будущей войны.
Государство фактически определило все важнейшие сферы деятельности сельскохозяйственных предприятий:
- объемы производства,
- конкретные виды продукции,
- цену и объем обязательных поставок государству.
Каждый крестьянин становился «солдатом фронта снабжения». Производство сельскохозяйственной продукции подлежало строгой государственной регистрации. Была введена система обязательных поставок сельхозпродукции, которая должна была передаваться государству по установленным им ценам.
В сельском хозяйстве проводилась политика расширения хозяйств. Согласно Закону о наследственных судах, было поддержано развитие крупных хозяйств, принадлежащих «чистым арийцам». Для каждого хозяйства была внесена специальная карточка, в которой фиксировались все агротехнические мероприятия, определенные правительством. Таким образом, сельское население делилось на крестьян и сельских хозяев. Для последних государство регулировало практически всю хозяйственную деятельность, предписывало, что сеять, что давать государству и по каким ценам.
Трудовые отношения
Регулирование трудовых отношений основывалось на Законе «Об организации народного труда» 1934 г. Рабочие и предприниматели объединились в единый «Немецкий трудовой фронт», воплощавший в жизнь идеи социального партнерства между трудом и капиталом. Была провозглашена идея положить конец классовой борьбе на основе превращения каждого рабочего в «солдата трудового фронта», а владельца бизнеса – в их «фюрере», с неограниченными диктаторскими полномочиями.
На основании объявления об окончании классовой борьбы коллективные договоры были аннулированы, профсоюзы были распущены, забастовки были запрещены. Уничтожены все гражданские права и свободы, были проведены массовые репрессии против идейных и политических противников, лиц «неарийской» национальности.
Постепенное появление системы принудительного труда стало средством борьбы с безработицей. Трудовой призыв формировался в два этапа:
- первый с 1935 года для молодежи в возрасте от 19 до 25 лет,
- второй с 1938 года трудовая повинность стала всеобщей.
Все эти социально-экономические преобразования привели к укреплению жесткой тоталитарной экономики.