География и природные условия Малой Азии
Малая Азия (Анатолия) – крупный полуостров, который омывается Черным, Мраморным, Эгейским, Средиземным морями. ОТ Европы его отделяют два пролива – Босфором и Дарданеллы. Восток полуострова занимает степное плоскогорье, замыкаемое Северо-Понтийскими горами, Тавром и Антитавром. На западной части полуострова удобные морские бухты, здесь же, в отличие от востока, более крупные реки – Герм, Пактол, Меандр.
Рисунок 1. Анатолия и Закавказье в древности
Малая Азия изобиловала лесами, особо ценными считались киликийская сосна и ливанский кедр. В горах добывали полезные ископаемые и ценные металлы: свинец, цинк, железную руду, медь, золото и серебро. Также горы давали обилие строительного камня – жители Малой Азии добывали обсидиан (вулканическое стекло), мрамор, слюду, горный хрусталь, оникс. Расположение полуострова между Европой и Азией обусловило важную его роль в торговле, культурных связях и в этнических перемещениях.
К древним обитателям Малой Азии относят живших на востоке полуострова племена хаттов (протохеттов), кашков (касков) на северо-востоке и хурритов на юго-востоке.
Хетты появились в Малой Азии с начала $II$ тысячелетия до н. э., исследователи относят их к хетто-лувийской (анатолийской) ветви индоевропейских языков. Происхождение хеттов остается предметом дискуссий: их родину ищут на Кавказе, Балканах, существует также версия автохтонная версия. В связи с особенностями географического положения Малой Азии она исполняла роль перевалочного пункта для многих древних народов: здесь побывали греки, фригийцы киммерийцы и др.
История Малой Азии
Первые поселения первобытных охотников и земледельцев в Малой Азии датируются $VIII - VII$ тысячелетиями до н. э. Одна из первых культур, представляющая оседлое земледельческое и скотоводческое население – Чатал-Хюкжа, датируемая второй половиной $VII$-первой половиной $VI$ тысячелетия до н. э. Эта культура считается одной из наиболее развитых на Древнем Востоке для этого времени.
К середине $III$ тысячелетия до н. э. в разных регионах Анатолии уже существовали местные культурные центры: Троя и Полиохни на северо-западе, Бейджесултан на юго-западе, Тарсус на Киликийской равнине на юго-востоке. В Центральной Анатолии было обнаружено несколько процветавших поселений - от южной излучины Кызыл Ирмака (антич. Галис) на север к южному побережью Черного моря. Наиболее выдающееся из них - Аладжа Гююк (находящееся в $180$ км к северо-востоку от Анкары, где обнаружено $13$ царских гробниц, датируемых $2300-2100$ гг. по н. э.), приблизительно отождествляется с Аринной - хеттским городом богини Солнца. Этот город, достигший особенного расцвета в период ранней бронзы, просуществовал до конца эры поздней бронзы. Остальные важные поселения этого времени: Хаттус (позднее - Хаттуса, столица Хеттской державы), Анкува (современный. Алишар, в 80 км к юго-востоку от Хаттусы), Цальпа в Понтийской области и Канеш в равнине Кайсери.
Со времени аккадской империи Саргона в Междуречье область центрально-аноанатолийских городов была известна как государство Хатти. Её обитатели – хатты (языком схожие с северо- и западнокавказскими народами) - населяли Центральную часть Малой Азии уже в раннебронзовый период. От них сохранились тексты на языке hattili («по-хаттски») из богазкейского архива, главном образом это таблички культового содержания, исследование и интерпретация которых длятся и в настоящее время.
Что относительно хеттов - народа, разговаривавшего на одном из самых древних индоевропейских языков, то их расселение совместно с иными близко-родственными группами (лувийцами, палайцами) в Анатолии происходило на протяжении последних веков $III$ тысячелетия до н. э., и принимало вид последовательных миграций. Оседая на территориях, занятых племенами хаттов, хетты заимствовали у них часть пантеона, ряд традиций и лексики, и начинали называть себя «людьми страны Хатти».
История Древней Анатолии действительно начинается в $1$-ые века $II$ тысячелетия до н. э. (в археологической периодизации - во время средней бронзы), когда в Малой Азии распространяется письмо.
В начале $II$ тысячелетия до н. э. ассирийцы, налаживая торговые отношения с Центральной Анатолией, формируют здесь сеть поселений(kämm), административным центром которых был карум Канеш. На этом месте обнаружено более $20$ тыс. клинописных ассирийских табличек, описывающих общепринятые механизмы торговли и образ жизни торговцев, но и, судя в соответствии ряду имен, свидетельствуют о раннем пребывании индоевропейского народонаселения посреди этнических групп этого региона. В связи с этим стоит сказать, что сам Канеш состоял из $2$-ух частей. Первая принадлежала местному анатолийскому населению, и представляла собой дворец царя, расположенный на $20$-метровом холме с диаметром в $500$ м, в долине реки Кайсери. Ассирийскую колонию представляло смешанное население, состоявшее из ассирийцев, хурритов и хетто-лувийцев, их поселение располагалось у подножья холма. Прекращение деятельности ассирийских торговых колоний в Анатолии относится к концу $XVIII$ в. до н. э. и связано со всеобщим политическим и военным упадком Ассирии.
К началу $II$ тысячелетия до н.э. в Анатолии существовал ряд независимых городов-государств, наиболее значимые из которых(в частности Цальпа на севере и Хаттуса в центре полуострова) в ассирийских текстах обозначались понятием mâtum («страна» на шумерском).
События, произошедшие в середине $XVIII$ в. до н. э. описаны в самом раннем известном тексте, написанном на хеттском языке. Возможно, он был составлен спустя некоторое количество столетий, однако он содержит древнехеттские языковые формы. Текст - «Надписи Анитты» - повествует о победе царя Анниты, правителя Куссара, над своими противниками – царями Хатти и Цальпы. После победы он установил контроль над большей территорией Северной Анатолии. Во время его покорения страны Хатти город Хаттуса был до основания разрушен и проклят Аниттой, который запретил его реконструкцию. Благодаря завоевательной и объединительной политике Анитта может рассматриваться как предшественник государственности у древних хеттов.
Древнее Закавказье
Закавказье граничит на юго-западе с Анатолией, на юго-востоке – с Северным Междуречьем. Первое известное государственное образование здесь – Урарту ($XIII (VIII) - VI$ вв. до н.э.), позже тут же сформировались типичные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.
Истоки развития закавказских культур восходят к $VI-V$ тыс. до н. э., когда в равнинах рек Куры и Аракса существовали малые поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их жители жили в круглых глинобитных домах, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позже появляются изделия из меди. Культурно-хозяйственный прогресс отмечается в $III$ тыс. до н. э.: на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется археологическая культура раннебронзового века, названная куро-аракской.
Процесс разложения первобытного строя интенсивно развивался у племен, обитавших в районе озера Ван и носивших название урартов. 8 образований под всеобщим названием Уруатри упоминаются в этом районе ассирийскими источниками уже в $XIII$ в. до н. э. В документах Ашшурнасирпала $II$ упоминается не разрозненные мелкие владения, а уже государство Урарту. Иное государственное соединение урартских племен сформировалось к юго-западу от озера Урмия и носило название Муцацир. Тут размещался общеурартский религиозный центр.