Афинская демократия – это политическая система Древних Афин, при которой в решении наиболее важных государственных дел участвовали широкие слои граждан.
Деятельность Эфиальта. Реформа ареопага
Расцвет демократии в Афинах начался с Эфиальта – политического деятеля, последовательно выражавшего интересы демократических слоев населения. Как стратег, он ратовал за независимую внешнюю политику Афин. В сфере внутренней политики деятельность Эфиальта связана с дальнейшими демократическими преобразования, с борьбой за ликвидацию политического значения ареопага – главного оплота афинской аристократии. Дело в том, что во время Греко-персидских войн ареопаг значительно укрепил позиции. Но в условиях роста морского могущества Афин, роста политической активности афинских граждан, служивших на флоте и связанных с торговлей и ремеслом, ареопаг не мог сохранять свое значение.
После изгнания лидера аристократической группировки Кимона руководство полисом перешло к демократической партии во главе с Эфиальтом. В 462 году до н. э. он сумел отобрать у ареопага права, сосредотачивавшие в его руках охрану государственного порядка. Они были переданы Совету пятисот, народному собранию и суду. Совет пятисот начал проводить докимасии.
Докимасия – это проверка граждан, претендовавших на занятие государственной должности.
Народное собрание стало судить граждан, обвиненных в государственном преступлении.
Также Совет отобрал у ареопага право суда над гражданами, действия которых считались противозаконными. Решающее слово о признании их виновными принадлежало суду присяжных. Также ареопаг утратил право охраны законов. Отныне этим занималась комиссия специально избираемых должностных лиц – номофилаков. Ареопаг теперь занимался только уголовными делами – о предумышленных убийствах, поджогах, кровной мести, святотатствах. Влияние аристократии в Афинах было надолго сломлено.
Проведенная Эфиальтом реформа ареопага была частью демократических преобразований 60–50-х годов V века до н. э., определенных существенными изменениями в политической и социально-экономической жизни афинского общества. Они являлись продолжением политики Фемистокла, давшей начало консолидации радикальных демократических слоев афинского общества. Аристократы не смогли простить Эфиальту решительных мер против ареопага. Вскоре он погиб в результате покушения.
Деятельность Перикла. Расцвет афинской демократии
Продолжателем политики Эфиальта стал Перикл, возглавивший демократическую группировку и отстранивший от власти остатки аристократических элементов. Перикл долгое время руководил внешней и внутренней политики Афин и Афинского Морского союза. Перикл со сторонниками разработали идею превращения Делосского союза в Афинскую морскую державу. Ежегодно в период 444-429 годов до н.э. афинские граждане переизбирали Перикла первым стратегом. За это время Афины стали политической и культурной столицей всей Греции, в связи с чем правление этого государственного деятеля вошло в историю под названием «эпоха Перикла».
В эпоху Перикла афинская рабовладельческая демократия достигла наивысшего развития. Окончательно сформировалась афинское демократическое государственное устройство. Народное собрание собиралось на регулярной основе четыре раза в месяц. В нем участвовали все граждане, а разрешение поднятых вопросов происходило путем поднятия рук после обсуждения. В функции Совета пятисот входило ведение текущих политических дел, руководство деятельностью выборных должностных лиц, подготовка материалов для представления народному собранию.
Судебные дела разбирала гелиэя.
Гелиэя — это суд присяжных в Афинах, состоявший из 6000 членов, ежегодно избиравшихся по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста.
Любой гражданин мог избирать и быть избранным на должности, однако фактически беднейшие граждане не имели возможности занимать должности архонтов и стратегов, так как те не оплачивались.
Для привлечения демоса Перикл провел закон о введении небольшой платы судебным заседателям, а также о выдаче гражданам денег на пропитание в период театральных представлений, в Афинах являвшихся частью общественно-религиозных празднеств в честь Диониса. Так он способствовал окончательному оформлению политического строя афинской демократии. Всеми указанными правами пользовались только афинские граждане-мужчины. Ни женщины, ни уроженцы других полисов, ни рабы не имели политических прав. Перикл охранял привилегии афинских граждан. По его предложению в 445 году до н. э. была проведена проверка списков афинских граждан. Самовольно присвоившие гражданские права лица были исключены из списков и проданы в рабство. Статус афинских граждан могли получить только те люди, чьи родители были уроженцами Афин.
«Эпоха Перикла»
Афинская демократия в сравнении с аристократическими полисами была передовым государством, что способствовало подъему в Афинах культурной жизни, сделавшей в течение V века до н. э. большие успехи.
Стремясь найти афинским гражданам работу и заботясь о славе и процветании полиса, Перикл тратил полисные и союзные средства на строительство храмов и других общественных сооружений. Был заново перестроен Акрополь, в центре которого воздвигли великолепный Парфенон (в честь богини Афины – покровительницы города), в котором хранилась казна Афинской морской державы. Храм был выстроен из белого мрамора и других дорогостоящих материалов и украшен статуями и барельефами. Внутри стояла огромная скульптура богини Афины, изготовленная из золота, слоновой кости и драгоценных пород дерева. Она была выполнена знаменитым скульптором Фидием. При Перикле началось строительство красивых галерей при входе в Акрополь – Пропилей. При Эфиальте и Перикле были воздвигнуты Длинные стены, соединившие Афины с морской гаванью Пиреем, находившемся от города на расстоянии 7 километров. В случае военной угрозы за стенами могло укрыться население Аттики.
Афины при Перикле превратились в центр культурной жизни Греции. Сюда из других полисов съезжались писатели, философы, художники. Друзьями Перикла были историк Геродот, философ Анаксагор, драматург Софокл и другие выдающиеся лица. Подавляющее большинство граждан Афин были грамотными. Многие слушали лекции у софистов – странствующих учителей философии.
При все этом благополучие Афинской республики было непрочным.
Вытеснение труда свободных граждан дешевым рабским трудом усиливалось с увеличением в Афинах количества рабов, вызывая разорение мелких ремесленников и земледельцев. Постоянный рост численности люмпен-пролетариев сводил на нет мероприятия Перикла по помощи беднейшим слоям граждан. Для преодоления кризиса Перикл вступил на путь усиления эксплуатации союзников. Афиняне отнимали землю у союзных островных полисов и селили на них своих граждан в качестве военных поселенцев-клерухов. Возмущавшихся союзников наказывали с применением военной силы. Это показывает усиление агрессивных тенденций в политике Афинской морской державы.