Положение армянского населения в Османской империи
Политические и социально-экономические институты в Османской империи законченную форму приобрели в XVI веке. Османские историки империю представляли как истинный халифат — государство, где общественно-политическая жизнь регулируется нормами шариата.
Немусульманское меньшинство империи (25 % населения) объединялось в 3 миллета.
Миллет – это автономные религиозно-политические образования иноверцев в Османской империи.
Армяне входили в армянский миллет, объединявший последователей древневосточных церквей — армян, коптов, несториан и яковитов. Признавая верховную власть султана и уплачивая подушную подать (джизью), миллеты пользовались свободой вероисповедания культа и самостоятельностью в решении дел общины. Миллеты представляли собой церковно-конфессиональные государства без территории и границ, поскольку все иноверцы объединялись в миллеты независимо от места жительства и не претендовали ни на отдельные территории, ни на политическую власть.
Армяне в Османской империи считались гражданами второго разряда. Они платили более высокие налоги. Армяне-христиане не могли свидетельствовать в суде. 70 % армян были бедными крестьянами, но среди мусульманского населения был распространён стереотип успешного и хитрого армянина с коммерческим талантом, хотя османские султаны сами извлекали выгоды из торговли армян со странами Европы. Армяне играли в деловом мире империи важную роль.
Нерешённость социальных проблем в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве вызывали враждебность к армянам. Это недовольство поддерживалось государством и мусульманским духовенством.
Армяне не могли носить оружие, что сделало их беззащитными перед курдскими и другими кочевыми племенами. В период распада империи, экономического спада и перед лицом утраты османами имперского статуса армяне ассоциировались с ненавистным Западом.
Ситуацию усугубил приток мусульманских беженцев с Кавказа и Балкан. Изгнанные христианами, беженцы свою ненависть переносили на местных христиан. Правительство стимулировало расселение мигрантов в армянских областях, что увеличивало риски для местного населения. В 1870-1910 годах 100 тысяч армян вынужденно эмигрировали из Османской империи. В это время среди армян отмечается рост национального самосознания, возникают сети армянских школ и армянские газеты. Притязания армян на безопасность и ухудшение их положения привели к возникновению «армянского вопроса» как части восточного вопроса. Демографическая ситуация вынудила армян для улучшения положения требовать не автономии, а политических и социальных реформ.
Вмешательство европейских государств
На Кавказском фронте в ходе русско-турецкой войны русская армия заняла Баязет и Батум, затем Карс и Эрзурум. Армянский Константинопольский патриарх Нерсес призвал паству работать и молиться за победу османской армии, но в приграничных районах армяне ожидали русскую армию как избавление от угнетения. Опасения армян получили подтверждение, когда в район Карса перед наступлением русской армии были переброшены банды башибузуков и курдов, грабивших армянские сёла и убившие 5-6 тысяч армян. Когда русская армия вошла в Карс, армяне приветствовали их как освободителей. По условиям Сан-Стефанского договора России отходили районы Карса, Батума и Баязета. Абдул-Хамид брал обязательство в течение полугода до вывода русских войск с территории армянских вилайетов провести реформы и обеспечить безопасность армян.
Но британская дипломатия видела в усилении российского влияния угрозу. На Берлинском конгрессе Россия обязалась вернуть Баязет и окружающие районы, а Порта вновь обязалась провести реформы, связанные с положением армян, и гарантировать их безопасность. Но русские войска подлежали выводу, а ход реформ ставился под международный контроль.
Выполнение условий Берлинского трактата правительство Абдул-Хамида II саботировало, опасаясь, что реформы приведут к армянскому доминированию армян в восточной Турции. Абдул-Хамид заявил послу Германии фон Радолину, что скорее умрёт, чем уступит армянскому давлению армян и допустит реформы, связанные с автономией. Англичане направили в восточные провинции консулов, подтвердивших плохое обращение с армянами. В 1880 году страны, подписавшие Берлинский трактат, направили Порте ноту и потребовали проведения реформ. Но Турция не выполняла условия ноты, а предпринятые меры в консульском отчёте были охарактеризованы как «превосходный фарс». В 1882 году европейские державы вновь пытались добиться проведения реформ, но эту инициативу сорвал Бисмарк.
1880-е — 1910-е годы
После убийства Александра II к власти в России пришёл Александр III, правление которого отмечено рядом антиармянских кампаний. В Великобритании Гладстон также не достиг успеха в разрешении армянского вопроса. Армяне пытались добиться реформ ненасильственными методами, требуя гарантий безопасности. Они не хотели переходить под власть России, так как русские власти навязывали подданным армянского происхождения православную веру и тем нейтрализовали их национальное самосознание. Но интересы европейских держав к этому времени оказались сосредоточены на колонизации Дальнего Востока и Африки, и армянский вопрос оказался забыт. Невозможность решить проблемы мирным путём дала толчок для формирования революционного настроения среди армянского населения.
В 1882 году в Эрзерумской области возникло армянское объединение «Сельскохозяйственное общество», призванное защищать армян от грабежей со стороны курдских и других кочевых племен. В 1885 году была создана политическая партия Арменакан, выступившая за организацию армянского самоуправления, а также военной подготовки для противодействия террору. При этом партия не предусматривала в своей программе открытого сопротивления и отделения даже в отдалённой перспективе. В 1887 году появилась социал-демократическая партия Гнчакян, провозгласившая целью освобождение турецкой Армении и создание независимого государства. В 1890 году в Тифлисе прошёл съезд радикальной партии «Дашнакцутюн». Ее программа предусматривала автономию в пределах Османской империи, равенство и свободу для всех групп населения, а в социальной части она опиралась на формирование крестьянских коммун. «Дашнакцутюн» предполагала создание вооружённых групп.
Не ожидая более помощи от западных держав, армяне начали борьбу при поддержке армян Российской империи.
Вооружённые группы (фидаи) организовывали вылазки. В начале 1890-х годов армянские организации организовали доставку оружия и стали использовать террористические методы против угнетателей и богатых армян. Для противодействия революционному движению армян Абдул-Хамид выстраивал новую политику санкционированного террора. Для борьбы Абдул-Хамид сформировал из курдских племён иррегулярную кавалерию, которая расправлялась с мятежным христианским населением. Отряды «хамидие» получили иммунитет от уголовного преследования, сопротивление расценивалось как мятеж против султана — они могли безнаказанно терроризировать армянское население. Отрядам были переданы пастбища вдоль границ с Россией для создания барьера между армянами и Россией.