Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Армянский вопрос в политике великих держав в конце XIX – начале XX веков

Положение армянского населения в Османской империи

Политические и социально-экономические институты в Османской империи законченную форму приобрели в XVI веке. Османские историки империю представляли как истинный халифат — государство, где общественно-политическая жизнь регулируется нормами шариата.

Немусульманское меньшинство империи (25 % населения) объединялось в 3 миллета.

Определение 1

Миллет – это автономные религиозно-политические образования иноверцев в Османской империи.

Армяне входили в армянский миллет, объединявший последователей древневосточных церквей — армян, коптов, несториан и яковитов. Признавая верховную власть султана и уплачивая подушную подать (джизью), миллеты пользовались свободой вероисповедания культа и самостоятельностью в решении дел общины. Миллеты представляли собой церковно-конфессиональные государства без территории и границ, поскольку все иноверцы объединялись в миллеты независимо от места жительства и не претендовали ни на отдельные территории, ни на политическую власть.

Армяне в Османской империи считались гражданами второго разряда. Они платили более высокие налоги. Армяне-христиане не могли свидетельствовать в суде. 70 % армян были бедными крестьянами, но среди мусульманского населения был распространён стереотип успешного и хитрого армянина с коммерческим талантом, хотя османские султаны сами извлекали выгоды из торговли армян со странами Европы. Армяне играли в деловом мире империи важную роль.

Нерешённость социальных проблем в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве вызывали враждебность к армянам. Это недовольство поддерживалось государством и мусульманским духовенством.

Армяне не могли носить оружие, что сделало их беззащитными перед курдскими и другими кочевыми племенами. В период распада империи, экономического спада и перед лицом утраты османами имперского статуса армяне ассоциировались с ненавистным Западом.

Ситуацию усугубил приток мусульманских беженцев с Кавказа и Балкан. Изгнанные христианами, беженцы свою ненависть переносили на местных христиан. Правительство стимулировало расселение мигрантов в армянских областях, что увеличивало риски для местного населения. В 1870-1910 годах 100 тысяч армян вынужденно эмигрировали из Османской империи. В это время среди армян отмечается рост национального самосознания, возникают сети армянских школ и армянские газеты. Притязания армян на безопасность и ухудшение их положения привели к возникновению «армянского вопроса» как части восточного вопроса. Демографическая ситуация вынудила армян для улучшения положения требовать не автономии, а политических и социальных реформ.

«Армянский вопрос в политике великих держав в конце XIX – начале XX веков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вмешательство европейских государств

На Кавказском фронте в ходе русско-турецкой войны русская армия заняла Баязет и Батум, затем Карс и Эрзурум. Армянский Константинопольский патриарх Нерсес призвал паству работать и молиться за победу османской армии, но в приграничных районах армяне ожидали русскую армию как избавление от угнетения. Опасения армян получили подтверждение, когда в район Карса перед наступлением русской армии были переброшены банды башибузуков и курдов, грабивших армянские сёла и убившие 5-6 тысяч армян. Когда русская армия вошла в Карс, армяне приветствовали их как освободителей. По условиям Сан-Стефанского договора России отходили районы Карса, Батума и Баязета. Абдул-Хамид брал обязательство в течение полугода до вывода русских войск с территории армянских вилайетов провести реформы и обеспечить безопасность армян.

Но британская дипломатия видела в усилении российского влияния угрозу. На Берлинском конгрессе Россия обязалась вернуть Баязет и окружающие районы, а Порта вновь обязалась провести реформы, связанные с положением армян, и гарантировать их безопасность. Но русские войска подлежали выводу, а ход реформ ставился под международный контроль.

Выполнение условий Берлинского трактата правительство Абдул-Хамида II саботировало, опасаясь, что реформы приведут к армянскому доминированию армян в восточной Турции. Абдул-Хамид заявил послу Германии фон Радолину, что скорее умрёт, чем уступит армянскому давлению армян и допустит реформы, связанные с автономией. Англичане направили в восточные провинции консулов, подтвердивших плохое обращение с армянами. В 1880 году страны, подписавшие Берлинский трактат, направили Порте ноту и потребовали проведения реформ. Но Турция не выполняла условия ноты, а предпринятые меры в консульском отчёте были охарактеризованы как «превосходный фарс». В 1882 году европейские державы вновь пытались добиться проведения реформ, но эту инициативу сорвал Бисмарк.

1880-е — 1910-е годы

После убийства Александра II к власти в России пришёл Александр III, правление которого отмечено рядом антиармянских кампаний. В Великобритании Гладстон также не достиг успеха в разрешении армянского вопроса. Армяне пытались добиться реформ ненасильственными методами, требуя гарантий безопасности. Они не хотели переходить под власть России, так как русские власти навязывали подданным армянского происхождения православную веру и тем нейтрализовали их национальное самосознание. Но интересы европейских держав к этому времени оказались сосредоточены на колонизации Дальнего Востока и Африки, и армянский вопрос оказался забыт. Невозможность решить проблемы мирным путём дала толчок для формирования революционного настроения среди армянского населения.

В 1882 году в Эрзерумской области возникло армянское объединение «Сельскохозяйственное общество», призванное защищать армян от грабежей со стороны курдских и других кочевых племен. В 1885 году была создана политическая партия Арменакан, выступившая за организацию армянского самоуправления, а также военной подготовки для противодействия террору. При этом партия не предусматривала в своей программе открытого сопротивления и отделения даже в отдалённой перспективе. В 1887 году появилась социал-демократическая партия Гнчакян, провозгласившая целью освобождение турецкой Армении и создание независимого государства. В 1890 году в Тифлисе прошёл съезд радикальной партии «Дашнакцутюн». Ее программа предусматривала автономию в пределах Османской империи, равенство и свободу для всех групп населения, а в социальной части она опиралась на формирование крестьянских коммун. «Дашнакцутюн» предполагала создание вооружённых групп.

Замечание 1

Не ожидая более помощи от западных держав, армяне начали борьбу при поддержке армян Российской империи.

Вооружённые группы (фидаи) организовывали вылазки. В начале 1890-х годов армянские организации организовали доставку оружия и стали использовать террористические методы против угнетателей и богатых армян. Для противодействия революционному движению армян Абдул-Хамид выстраивал новую политику санкционированного террора. Для борьбы Абдул-Хамид сформировал из курдских племён иррегулярную кавалерию, которая расправлялась с мятежным христианским населением. Отряды «хамидие» получили иммунитет от уголовного преследования, сопротивление расценивалось как мятеж против султана — они могли безнаказанно терроризировать армянское население. Отрядам были переданы пастбища вдоль границ с Россией для создания барьера между армянами и Россией.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot