Переход к Средневековью
Под Античностью понимается история Древних Греции и Рима.
Древняя Греция – это общее название древнегреческих государств на Балканском полуострове, побережье Фракии, островах Эгейского моря, на западном берегу Малой Азии.
Первые государства (Кносс, Микены, Фест, Тиринф и др.) возникли в начале 2-го тыс. до н. э. Дорийское вторжение (1200 г. до н. э.) привело к распаду государств и оживлению родовых отношений. В ходе борьбы демоса и родовой аристократии к VI векe до н. э. в Греции сформировались полисы – города-государства. Крупнейшими были Спарта, Афины, Коринф, Аргос.
Рим был основан в 753 г. до н. э. В начале в Риме правили цари. В 509 г. до н. э. установилась республика. В середине III века Рим стал крупным государством, добивавшимся гегемонии в Средиземноморье, результатом чего стало столкновение с Карфагеном. В 146 г. до н. э., одержав окончательную победу над Карфагеном, Рим стал крупнейшей державой Средиземноморья.
Средние века начались, когда Римская империя в V веке была завоевана германскими племенами. Поздняя Империя оказалась одновременно эпилогом Античности, и прологом Средневековья. Переход к Средневековью занял длительный период. Историки стремятся найти причины падения Римской империи, и рассматривают стороны жизни империи, свидетельствующие о неизбежности гибели государства.
К началу III века Римская империя достигла максимальной территории. Для поддержания порядка, для обороны границ и захвата территорий была нужна огромная армия, для содержания которой требовались большие средства. Чтобы никто не уклонялся от уплаты налогов, власти перешли к политике прикрепления подданных к местам жительства и закреплению в профессии. На горожан, включая членов городского управления, возлагалась коллективная ответственность за сбор налогов. При недоимках они расплачивались собственным имуществом.
Так свободный горожанин превратился в зависимого налогоплательщика. То же произошло и с сельским население. Земледельцы, арендовавшие земельные участки у собственников, колоны, также лишались права покинуть место жительства.
Основную массу трудового населения составляли рабы, но их труд был малопроизводительным. Использование рабского труда являлось ключевым фактором того, что техника не развивалась: рабовладельцам выгоднее было использовать дешевую рабочую силу, чем тратиться на усовершенствования. Часть рабов наделялась маленькими участками.
В то же время в крупных городах концентрировалась масса свободных людей, не занимавшихся производительным трудом и паразитировавших на обществе. Чтобы держать их в подчинении, правительство обеспечивало их «хлебом и зрелищами».
Опорой империи были чиновничество и армия, в результате военные круги выдвигали своих предводителей на престол. Борьба военных группировок в III веке н.э. вылилась в серию смут, восстаний и внутренних войн.
Углубился кризис в духовной жизни. С уничтожением гражданских свобод произошел моральный упадок общества. Религия римлян не могла противостоять упадку, так как языческие боги не являлись носителями добродетелей. Боги могли вмешаться в человеческую жизнь, требовать поклонения и жертв, за которые отплачивали благами, но не были нравственными идеалами. Язычество терпимо относится к другим верованиям, и повсеместно после покорения очередной провинции местные божества входили в римский пантеон.
Во II веке начало приобретать влияние христианство. Первоначально оно было сектой иудаизма.
Секта – это небольшая группа, отделившаяся от основной религии.
Главным в учении Христа была проповедь любви к ближнему, бренности телесного мира и бессмертия души. Последователи Христа проповедовали нравственность и осуждали греховную жизнь. Также христианство отрицало племенные различия, как и различия между свободными и рабами. Христианство не призывало рабов и бедняков к выступлению против властей, но игнорировало эти власти, и решающее значение придавало отношению человека к Богу. В отрешенности от мира, в игнорировании правителей императорская власть увидела опасность. Попытки некоторых императоров привлечь общины христиан на свою сторону сменились жестокими гонениями.
Несмотря на внутренние противоречия, Империя существовала. Сохранялись традиции учености, искусства и права. Между провинциями поддерживались торговые связи. Когда в 330 году н.э. император Константин перенес столицу в Константинополь, Рим остался центром римского мира.
Однако общественная и хозяйственная жизнь уже не сосредоточивалась в центре. Провинции обособились. Натиск варваров усиливался. Часть племен расселяли в пограничных районах, чтобы оборонять Империю при их поддержке.
Отношения Римской империи и варваров были враждебными на протяжении веков. Римляне пытались подчинить варваров, превратить военнопленных в рабов, нужных для ведения хозяйства. Варвары искали богатую добычу и плодородные земли. Войны сменялись периодами спокойствия.
Резкий перелом наступил, когда гунны стали переселяться в Восточную Европу, тесня племена готов.
Гунны — это воинственный кочевой народ, живший на территории Центральной Азии в I—II веках н. э.
Под напором гуннов племена готов, жившие в Северном Причерноморье, преодолели Дунай и начали продвижение на Балканский полуостров. Император Константинополя разрешил готам поселиться в провинции Фракии. Но злоупотребления чиновников привели к голоду, и готы восстали. В 378 году н.э. в битве при Адрианополе римская армия была разгромлена, а император погиб. Войско готов подошло к Константинополю, но власти достигли соглашения с ними, расселив во владениях на Балканах.
Вторжение гуннов явилось толчком, превратившим борьбу варваров и Рима в завоевание Империи. Движение германских племен получило название Великого переселения народов.
Запад Римской империи в конце IV - начале VI веках был завоеван германскими племенами. Под ударами завоевателей рушилась имперская система управления. Разграбление имений и городов вело к распаду внутренних связей Империи.
Отношение к захватчикам было двойственным. Население подверглось террору, однако порядки варваров сулили облегчение положения подданных.
Постепенно германцы приняли христианскую религию.
Взятие Рима в 476 году стало концом античной цивилизации и началом средних веков.
Переход от Средних веков к Новому времени
Средневековье – это эпоха в истории Европы, которая охватывает более тысячи лет, отделяющих позднюю Римскую империю от Великих географических открытий, когда начались колониальные захваты.
Завершением Средневековья считается начало XVI века. Период с начала XVI века до середины XVII века является историческим промежутком, названым кануном Нового времени.
Характерным для него является сложение новоевропейского типа личности, отличного от средневекового. В первую очередь человек Средневековья был частью коллектива — церкви, общины, сословия, цеха. Человек Нового времени основы существования ищет в себе, даже с Богом предпочитая сноситься сам, а не через церковь.
Возрождение породило в Центральной и Западной Европе общественное движение, известное в истории как Реформация.
Религиозный индивидуализм и падение авторитета церкви способствовали распространению идей Мартина Лютера. Движение постепенно охватило всю Европу.
В результате Реформации было покончено с церковным единством Запада. В обстановке религиозного возбуждения все политические и общественные противоречия XVI века получали религиозную окраску и до крайности обострялись. Споры о вере выплеснулись на улицы городов, разделяли государства и даже семейные союзы.
Идеи Реформации стали силой, которая преобразила Европу. Антифеодальная направленность этого движения, привела в итоге к победе буржуазных отношений.