Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общественная мысль и наука Индии XVI—XVIII вв

Развитие религиозных течений

В XVI—XVIII веках продолжали вести активную деятельность общины последователей суфизма и бхакти.

Определение 1

Суфизм — это мистическое течение в исламе, которое проповедует аскетизм и высокую духовность.

Бхакти - наименование ряда религиозно-реформаторских движений, которые распространились на Севере Индии в Позднее Средневековье.

На севере Индии среди проповедников бхакти самыми крупными фигурами были Даду Даял(1544—1603) и торговец Малукдас (умер в 1684 г.). Даду, мусульманин по рождению, игнорировал как ислам, так и обычаи индусов, за что подвергался преследованиям и мулл, и брахманов. Он странствовал по Индии, проповедуя равенство всех людей перед богом. Малукдас же в своих стихах обличал суеверия и пороки священнослужителей.

Статья: Общественная мысль и наука Индии XVI—XVIII вв
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Среди кришнаитов бхакти славилась основанная Валлабхой (1478—1530) в Гокуле община, где, по индусским мифам, прошла юность Кришны. На священной земле Валлабха основал храмовый комплекс. Предложенный Валлабхой путь бхакти назывался пушти («поддержка») и был рассчитан на всех «несчастных и беспомощных».

В основанный Валлабхой храм доступ был открыт представителям всех каст, полов, состояний. Обряд почитания Кришны был прост и включал лишь исполнение гимнов на понятном народу языке и подношение цветов статуе бога. В общине женщины пользовались равными правами с мужчинами, не было строгих требований аскетизма или ухода от мира, и некоторые последователи Валлабхи вели обычную семейную жизнь, хотя многие себя целиком посвятил себя Богу.

Достижения общественной мысли

В данный период сохраняли популярность суфийские ордена, из которых некоторые следовали заветам шейхов Делийского султаната и отказывались от царских милостей, живя в бедности и сосредоточив внимание на помощи бедным и служении богу, а другие вели роскошную жизнь при дворе, участвуя в политических интригах.

«Общественная мысль и наука Индии XVI—XVIII вв» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В XVI—XVIII веках в Индии происходит становление сикхизма, который отличался проповедью единобожия и негативным отношением к аскетизму. Духовные и социальные идеалы сикхов выражает формула: «молиться, трудиться, делиться»:

  • «Молиться» значило постоянно помнить о боге;
  • «Трудиться» для сикхов означает единственно достойный образ жизни;
  • «Делиться» член сикхской общины был должен с бедными, больными, сиротами и вдовами, отдавая им в помощь либо часть дохода, либо работая на общественное благо.
Замечание 1

Важнейшей проблемой для мыслителей XVI—XVIII вв. были взаимоотношения мусульман и индусов. Процесс их взаимодействия стал главным фактором развития общественной мысли.

Этот процесс развивался с двух сторон:

  • В низах идеи индо-мусульманского единства проповедовали представители суфизма и бхакти;
  • Распространявшиеся снизу идеи оказывали влияние на верх социальной лестницы, в том числе на окружение падишаха: в описаниях жизни многих бхактов включены сведения о их беседах с Акбаром. Эта традиция отражает воздействие суфизма и бхакти на религиозную политику Акбара.

Общественная мысль в средневековой Индии никогда не развивалась бесконфликтно, но XVI—XVIII вв. стали временем наиболее острых дискуссий и споров между сторонниками разных течений. Далеко не всегда прогрессивные воззрения одерживали верх, однако к концу периода утвердился комплекс идей, способствовавших выработке прогрессивного взгляда на мир и человека.

Развитие науки

Данные индологов свидетельствуют, что в исследуемый период наука сохраняла средневековый характер и не подвергалась революционным переменам, подобным тем, что происходили в Начале нового времени в западноевропейской науке. Вместе с тем, это не означает, что XVI—XVII века были «темным периодом науки».

Среди достижений науки следует отметить развитие математики. Нилаканта в труде «Собрание нитей» (1501— 1502) открыл разложение тангенса дуги в бесконечный степенной ряд. Данное открытие было обосновано в «Речении о доказательствах» (1608) — труде неизвестного автора, который отличался от других математических трактатов тем, что был написан на южноиндийском языке малаялам, а не на санскрите. Тем самым, индийские математики опередили Грегори и Лейбница. Число «пи» Нилаканта определил с точностью до десяти цифр, превзойдя европейские достижения. Множество трактатов по алгебре, арифметике, геометрии на фарси и санскрите, созданных в XVI—XVII веках, еще ждут своих исследователей.

Астрономия, которой придавалось большое значение, продолжала неразделимое сосуществование с астрологией. Без советов астрологов не обходилось ни одно дело. Одновременно, в установлениях Акбара о программах обучения в медресе, астрономия четко отделена от астрологии, и подчеркнуто, что изучение последней осуществляется по желанию студентов, а первой — обязательно. В XVI—XVIII вв. ученые развивали и комментировали достижения арабских и индийских астрономов предшествующего периода. Настольной книгой любого астронома были таблицы Улугбека. Господствовала геоцентрическая идея; но астрономические вычисления и звездные карты, составленные учеными XVI—XVII вв., отличались точностью, как и предсказания лунных и солнечных затмений.

Наблюдения над различными явлениями природы, а также производственный опыт, давали материал для химических и физических исследований. В XVI—XVII вв. было создано множество трактатов по практической химии: таков трактат «Собрание ремесел» (1624 г.), который содержал наставления по изготовлению красителей и симпатических чернил. Для объяснения физических и химических явлений господствовали атомистические теории. Алхимия пользовалась популярностью, но не господствовала и не являлась единственной сферой натурфилософских и физико-химических исследований.

Высокое положение среди естественных наук занимала медицина, делившаяся на две школы:

  • аюрведа (индусская медицина);
  • юнани (мусульманская).

В XVI—XVII вв. были созданы трактаты о природе и лечении болезней, диетологии, гигиене, акушерстве, анатомии. Индийские медики лечили опасные болезни, с которыми не могли справиться их европейские коллеги, объясняли процессы жизнедеятельности организма, высказали ряд верных догадок о кровообращении. Высокой степени развития достигла пластическая хирургия. Фармакологические трактаты насчитывали сотни лекарств растительного, минерального, животного происхождения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot