Становление Рима
Древний Рим – это развитая античная цивилизация с богатой историей и уникальной культурой. История Древнего Рима начинается с момента основания города Рима в 753 году до н.э. и заканчивается падением Римской империи в 476 году н. э.
Период развития римской державы принято делить на три этапа:
- царский (середина VIII века до н. э. – 510 год до н. э.);
- республиканский (509 год до н. э. – 27 год н. э.);
- императорский (27 год н. э. – 476 год н. э.).
Продолжением истории Римской империи можно считать период Домината в Византии (395 – 610 гг.).
Значимую роль в становлении Древнего Рима, оформлении его культуры и ментальности сыграли культуры этрусков, латинов и древних греков. Наивысшей точки расцвета Рим достигает во II веке н. э., когда в его власти оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.
Древний Рим не только продолжил и развил многие достижения греческой культуры, но и создал свою уникальную культуру, и тем самым заложил основы будущей европейской цивилизации. Культурные достижения Рима оказали большое влияние на эпоху Средневековья и всю последующую историю. В Древнем Риме было создано римское право, архитектурные новшества и решения (например, крестово-купольная система), водяная мельница, многие другие инновации также роддом из Рима. Христианство как вероучение и религиозная доктрина возникло на территории Римской державы. Официальным языком в Древнем Риме был латинский, один из немногих ныне мёртвых языков, который и сегодня активно используется, хоть и не в разговорной речи. Религией в течении большей части истории Рима было многобожие, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila). После принятия христианства появляются лабарумы с хризмой.
Искусство Древнего Рима
Восприятие окружающего мира у римлян отличалось от мироощущения эллинов (греков). Римляне смотрели на мир более трезво и практично, нежели греки с их поэтическим мировосприятием. На ранних стадиях развития Римской державы в ней преобладали искусства и науки, имевшие непосредственное применение на практике. Отсюда огромная роль официальной гражданской архитектуры в искусстве Рима; особое развитие индивидуального портрета в скульптуре; исключительное развитие разных областей римского права. В таких направлениях, как монументальная скульптура, поэзия и живопись, римская культура на ранних этапах не была столь оригинальна; в этих областях римляне больше зависели от греческих и эллинистических образцов.
Как известно, религия греков, с их олимпийскими богами, с этими образцами физического совершенства, имела огромное значение для искусства Эллады (Греции). А вот римская религия не имела поэтического содержания, столь свойственного греческой религии. Римская мифология не была богатой образами. Божества Рима имели отвлеченный характер, не обладали какими-либо ярко выраженными качествами, и не изображались. Такая ситуация способствовала тому, что римлянами были заимствованы культы и мифы других народов. Уже в 4 столетии до н. э. римляне переосмыслили значение своих богов в соответствии со значениями и смыслами греческих богов.
На ранних стадиях истории Древнего Рима архитектура была главным видом искусства. Если для Эллады основной архитектурной формой был храм, то в римской архитектуре центральное значение имели сооружения, воплощавшие идеи силы и мощи государства. Римские зодчие выполняли запросы рабовладельческой верхушки. Сооружения и постройки должны были быть популярными у свободных жителей городов. Римскую архитектура отличали следующие элементы:
- форумы;
- амфитеатры;
- дворцы и виллы;
- термы (римские бани);
- базилики;
- триумфальные арки.
Исключительное развитие получает инженерное искусство, которое много заимствовало из эллинистической науки. Строятся впечатляющие своим размахом акведуки, которые доставляли воду на десятки километров. Сооружаются мосты и сточные каналы. Ещё одной гордостью Рима были дороги.
На границе 2-3 столетий до н.э. ситуацию в строительстве меняет появление нового строительного материала – водоупорного и прочного римского бетона. В 3-1 вв. до н.э. облик Древнего Рима радикально преображается. Успешные завоевания, и как следствие приток богатств, приводят к развитию роскоши. Постепенно в Риме появляется всё больше греческих произведений искусства. Римляне активно применяли достижения греческой архитектуры, однако перерабатывали их, тем самым создавая новые и неповторимые формы и стили.
Историки предполагают, что самым древним местным типом римского храма был, круглый в плане храм Весты в Тибуре (Тиволи) 1 в. до н. э. Распространённым типом римского храма был так называемый псевдопериптер, который соединял в себе элементы греческого периптера с архитектурными формами этрусских храмов. К ранним сооружениям данного типа относится небольших размеров храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н.э.).
Во времена поздней республики в Риме оформляется тип театрального здания. К данным сооружениям относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55 – 52 гг. до н.э.). Самым главным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр был самостоятельным зданием, тогда как греческий вырубался в скале. Второе существенное отличие в том, что в римском театре было здание сцены, а в греческом за сценической площадкой развёртывался самый настоящий природный ландшафт.
Амфитеатр – сугубо римское изобретение, и одно из главных достояний римской архитектуры, представлял собой как бы соединение полукружий двух театров. В амфитеатре проходили разного рода зрелища: бои гладиаторов, травля зверей. Своего расцвета представления и зрелища достигли в эпоху имперского Рима, в амфитеатре Флавиев – Колизее (80 г.).
К другим монументальным сооружениям времён республиканского Рима относятся гробницы римской знати. Гробницы располагались вдоль крупных дорог за воротами столицы. Надгробия имели форму обелисков, столбов, саркофагов.