Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Искусство позднего Рима и Византии

Искусство позднего Рима

В III столетии н.э. в Римской империи углубляется кризис. Во времена правления династии Северов (193 - 235) рабовладельческая система переживает кризис, расширяется система колоната, зарождаются элементы натурального хозяйства в латифундиях. Также в эти времена в римской армии усиливается варваризация, т.е. армия пополнялась наемниками из чужеродных племен:

  • германцами;
  • галлами;
  • сирийцами.

Свидетельством ослабления метрополии и возрастающего значениия провинций может служить эдикт Каракаллы 213 г. Согласно этому эдикту римское гражданство получали все свободные жители римских провинций.

Власть императора начинает приобретать всё более диктаторские и абсолютистские черты. Но при этом сам император стал игрушкой в руках армии. Увеличивается значение административно-бюрократическое системы. Усиление эксплуатации, увеличение налоговых обложений, произвол властей приводили к многочисленным восстаниям рабов и колонов. Протестов и восстаний становится всё больше во второй половине 3 в. и в последующее время.

Статья: Искусство позднего Рима и Византии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Когда кончается правление династии Северов, начинается господство так называемых солдатских императоров. При Диоклетиане устанавливается система неограниченной власти императора – домината взамен прежней системы принципата. В 395 г. после смерти императора Феодосия I происходит разделение римского государства на Западную и Восточную империю.

Для архитектуры поздней империи характерны были огромные масштабы сооружений, необычайно пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки. Ярким примером такой архитектуры являются термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (римские бани) для римлян были чем-то вроде клуба. Со временем древняя традиция ритуального омовения постепенно обросла различными практиками и занятиями: палестрами и гимнасиями, музыкальными залами, гимназиями. Одним из любимых занятий римлян было посещение терм. По всей империи было построено множество бань, были государственные и частные термы, мужские и женские, также общие. Термы были как довольно простыми сооружениями, так и настоящими шедеврами римского зодчества.

«Искусство позднего Рима и Византии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Термы, которые приказал построить император Каракалла, занимали огромную площадь с газонами, имели залы с тёплой, холодной и горячей водой. Термы Каракаллы представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводом из разного рода конструкций. Стены и своды этого сооружения были богато украшены, отделаны золотом, мозаикой и различными драгоценными камнями. Современного человека даже руины терм поражают своей грандиозностью и величием.

Как уже было сказано, в период поздней империи метрополия ослабевает, но провинции наоборот расцветают. В провинциях продолжается активное градостроительства, в них устремляется всё больше мастеров из Рима. Завоёванные в многочисленных войнах огромные территории постепенно обретают некий единый облик.

Распространённым сооружением в период поздней империи также была базилика. Базилика представляла собой вытянутое здание прямоугольной формы. Изначально базилика предназначалась для общественных собраний и советов. В дальнейшей истории Рима, после принятия христианства государственной религией, базилики стали образцом для строительства христианских храмов.

Искусство Византии

Византия – развития цивилизация эпохи средневековья, образовалась вследствие раздела Римской империи на Восточную (Византия) и Западную империи. Важное место в развитии Византии, её культуры и искусства занимала христианство. Средневековому миру Византия дала высокие образцы литературы и различных искусств. Христианскому миру Византия подарила прекрасные образцы иконописи. Историки считают, что по уровню образованности и духовной жизни Византия на целые века опережала страны средневековой Европы. Культура Византии оставила заметный исторический след, и сегодня нужно продолжать изучать историю этой страны.

Искусство Византии развивалось в течении тысячи лет, и охватило обширную территорию, которая содержала современные территории следующих стран: Италия; Египет; Турция; Греция; Сирия; Болгария; Македония; Армения; Сербия; Грузия.

Замечание 1

После падения Византийской державы, созданные ею художественные стили и направления получили своё дальнейшее развитие в Греции.

Мозаика. Ключевая особенность техники византийской мозаики было в том, что элементы укладывались на обратную сторону набора. Смальтовые композиции отличались цветовым разнообразием, яркостью, игрой света на поверхности. Отличительная черта византийской мозаики – это золотой фон, мерцающий как при естественном свете, так и при свечах.

Декоративно-прикладное искусство. Наряду с резным делом, широко распространена была обработка металлов. Из металлов создавали прекрасные литые произведения умеренного рельефа. Со временем, мастера стали обходиться без рельефа, производя на медной поверхности слегка углублённый контур и выкладывая этот контур другим металлом, золотом или серебром.

Иконопись. Византийская иконопись была важнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Художественная традиция Византии положила начало не только некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и длительный период всего своего существования оказывала влияние на иконопись многих православных регионов и стран:

  • Македонии;
  • Руси;
  • Сербии;
  • Болгарии;
  • Палестины;
  • Грузии;
  • Сирии;
  • Египта.

Кроме того, под влиянием культуры Византии находилась Италия, в особенности Венеция. Большое значение для этих регионов и стран имела византийская традиция иконографии, а также возникавшие в Византии новые стили и направления в искусстве.

Архитектура. Заимствовав античные архитектурные формы, зодчие Византии постепенно их видоизменяли, и создавали свой национальный стиль. В течении V столетия был выработан, главным образом для храмоздательства, тип сооружений, по своей форме, плану и всей конструктивной системе серьёзно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главной особенностью нового типа храма было использование купола для покрытия средней части здания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot