Зарождение искусства
Для современного человека искусство является чем-то привычным. Для большинства современных людей искусство выполняет функцию развлечения и эмоциональной разрядки. Но так было не всегда. В различные эпохи развития человечества искусство играло различные роли. Но какую роль выполняло искусство, когда только появилось, и какое оно было, первое искусство? Каким было первобытное искусство?
В эпоху палеолита произошло очень важное событие в истории человечества. В это время зарождается искусство. Это было чрезвычайно трудное время, потому что человеку приходилось выживать. В эту эпоху человек боролся за своё существование, боролся с холодом и голодом, защищался от диких животных. Но уже в это время началась история художественной деятельности человека. Человек создавал выразительные, даже по-своему прекрасные, памятники первобытного искусства:, к числу которых относятся
- наскальная живопись, рисунки;
- скульптуры из камня и кости;
- украшения орудий охоты и предметов быта.
Учёные предполагают, что примитивные формы танца, музыки, пения были известны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки можно обнаружить уже у обезьян: они умеют ритмично раскачиваться, издавая в такт своим движениям звуки. Но только у людей возникает потребность и возможность художественного творчества.
И сегодня учёные думают над тем, что же натолкнуло первобытного человека на мысль изображать те или иные предметы? Попытки осмыслить и понять возникновение искусства начали предпринимать давно. К примеру, можно найти мифы и рассказы о том, как боги подарили человеку способность видеть, чувствовать и отображать красоту.
Одной из причин зарождения искусства считают потребность человека в красоте и радости творчества. Созерцая красоту окружающего мира, у человека возникает потребность самому создать что-то прекрасное. Однако, нужно указать, что первобытное искусство изначально носило дохудожественный, ритуально-магический характер. Человек изображал диких зверей и сцены охоты на стенах своей пещеры, веря, что это принесёт удачу в будущей охоте. Только с течением времени человек придёт к осознанному пониманию того, что такое художественное творчество.
Другой причиной возникновения искусства называют развитие мышление и появление потребности в сохранении и передачи накопленного опыта и знаний о мире. Искусство отражало сознание, первые представление человека об окружающей действительности. Через искусство стали передавать знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.
Третьей причиной зарождения искусства, учёные и специалисты называют первые верования человека. Первобытные люди верили в магию, они верили, что посредством изображений можно оказывать влияние на окружающий мир. Вера в тесную связь между предметом и его изображением основывается на так называемом «законе подобия». Если, к примеру, шаман во время ритуала воткнёт в головной убор перо птицы, то он превратится в птицу; если наденет шкуру волку, то станет волком. Изображение есть то, что изображается. Подобное отношение к искусству сохранялось до недавних пор у некоторых народов, в частности у австралийских аборигенов. Возможно «закон подобия» сохраняется и сегодня в некоторых примитивных культурах.
Некоторые исследователи считают, что первые проявления творческой деятельности – это резные статуэтки, которые находят на стоянках первобытного человека по всей Европе. Другие полагают, что самым первым опытом изобразительной деятельности надо считать найденные скопления костей пещерного медведя, которые располагались в особом порядке, или фигуры лежащего медведя без головы, между передними лапами которого лежали остатки настоящего черепа медведя.
В пещере Монтеспан на территории современной Франции археологи отыскали статую медведя, сделанную из глины. Причём в статуе медведя были следы ударов копьём. Это можно объяснить тем, что наши первобытные предки верили в связь животных с их изображениями. Они верили, что «убив» изображения, или глиняную статую, они обеспечат себе успех в настоящей охоте. Учёные считают, что в подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных представлений и художественной деятельности. Наши предки считали, что нужно поразить копьём или стрелой нарисованного зверя, чтобы в предстоящей охоте был успех. Кроме этого, первобытные люди верили, что изображения зверей живые, а значит опасные, поэтому делали их безголовыми, и лишь во время обряда прикрепляли им головы, а по завершению ритуала, снова снимали их.
Особенности первобытного искусства
Первобытное искусство было представлено следующими явлениями:
- наскальная живопись;
- музыка;
- танцы;
- песни;
- геоглифы – изображения на поверхности земли;
- дендроглифы – изображения на коре деревьев и шкурах животных;
- различные украшения тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например, бус;
- скульптуры и фигурки из камня и кости.
Главная особенность первобытного искусства в том, что оно было синкретичным. Ряд специалистов считает, что первобытное искусство берёт начало в доречевых навыках и приёмах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. Помимо этого, существуют теории об искусстве как биологической функции.
Первобытное искусство было синкретичным, и поэтому несло в себе самые разные функции: коммуникативно-речевую, магическую, обучающую. Главной моделью зарождения изобразительного искусства считается так называемый «натуральный макет зверя». Ряд учёных и специалистов считает, что художественная деятельность начинается в доречевых, двигательных навыках и приёмах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации.
Согласно трудовой теории, искусство зарождается одновременно с видом Homo Sapiens.
Художественная деятельность зарождается в период среднего палеолита, а вот расцвета первобытное искусство достигает в верхнем палеолите, это около 40 тыс. лет назад. Возникновение первобытного искусства означало, что человек перешёл на новую ступень освоения действительности. Если изначально художественная деятельность первобытных людей носила ритуально-магический характер, то с течением времени искусство стало способом образного освоения окружающей действительности.