Возникновение Каролингского Ренессанса
Каролингский Ренессанс – это эпоха культурного и интеллектуального возрождения в конце VIII – середине IX столетий, когда франками правили следующие представители династии Каролингов:
- Карл Великий;
- Людовик I Благочестивый;
- Карл II Лысый.
Термин «возрождение», применяемый к истории Средних Веков, ввёл в обиход французский филолог Жан-Жак Ампер в 1830-х годах. Однако только в начале 20-х годов XX века термин, упомянутый Ампером, стал широко использоваться. Историк Эрна Патцельт в 1924 году назвала один из своих трудов «Die Karolingische Renaissance». В 1920-х годах в обиход вошли такие понятия как «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».
Период Каролингского Возрождения отмечается активным развитием, можно сказать расцветом, архитектуры, юриспруденции, литературы, разных искусств, музыки, живописи, а также теологических изысканий. В этот период мощный толчок к развитию получает средневековая латынь, на её основе был создан особый шрифт, названный каролингский минускул. При монастырях создавались школы, формировались библиотеки.
В Каролингском Возрождении важную роль сыграла централизация власти, которую проводил Карл Великий, а также его увлечённость наукой и учёностью. Кроме того, рассматриваемое культурное явление было напрямую связано с административными и военно-политическими задачами, которые стояли перед Каролингами. Правители этой династии стремились укрепить свою власть и положение на всей территории империи, а для этой цели нужно было подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Обозначенные цели преследовало насаждение новых школ в городах и аббатствах (в Корби, Туре, Реймсе, Фульде, Райхенау и др.). Своеобразным центром Каролингского Возрождения был кружок при дворе Карла Великого, Палатинская академия, которой руководил англо-саксонский богослов, учёный и поэт Алкуин. Кроме самого короля в кружке участвовали: королевский биограф Эйнгард, теолог и поэт Павлин Аквилейский, поэт Ангильберт и другие талантливые учёные и выдающиеся личности.
В этот культурный период в развитии Западной Европы вырос интерес к светским знаниям, к «Семи свободным искусствам». Особую роль в Каролингском Возрождении играли грамматик и богослов Седулий Скотт, философ Иоанн Скот Эриугена, поэт, скульптор и художник Туотило.
Характерной чертой данной эпохи является синтез особенностей античного и поздневизантийского искусства с традициями аборигенов. В этот период разворачивается строительство зданий различного назначения, возводятся церкви и монастыри, парадные резиденции. Всё эти постройки изнутри украшаются мозаиками и фресками.
Изобразительное искусство
Каролингское искусство развивалось в течение примерно 100 лет, между 800 и 900 годами. В этот небольшой отрезок времени Европа познакомилась с римским искусством. В это же время активно развивается скульптура, книжная миниатюра, фреска, мозаика.
Специалисты сообщают, что до и после Каролингского Возрождения, в скрипториях переписывали в основном Священное Писание и труды отцов церкви. В IX столетии возрастает интерес к литературе языческой античности. Рукописей с античными текстами, датированных IX веком, больше, чем текстов любого другого века, за исключением XV столетия.
Во времена Каролингского Возрождения расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII столетия под личным надзором Карла Великого в Ахене была создана книгописная мастерская. Позднее появляются и другие мастерские. Из огромного множества работ, выполненных этими мастерскими, наиболее прославились «Евангелие Годескалька» (ок. 781-783 гг.) и «Утрехтская псалтырь» (IX в.). Эти книги оформлены красочными миниатюрами, которые и сегодня удивляют своей яркостью и живостью образов.
Что касается пластики, то самым известным произведением этого периода считается статуэтка «Карл Великий» (на сегодняшний день хранится в Лувре, возможно статуэтка изображает короля Карла Лысого).
В некоторых миниатюрах этой эпохи, к примеру, в «Евангелие Годескалька» (ок. 781-783 гг.), или в «Евангелие Ады» (начало IX в.), античная стилистика причудливо объединена со средневековой символикой и орнаментикой. Другие произведения, к примеру «Евангелие Эббона» (ок. 816-835 гг.), или «Утрехтская псалтырь» (IX в.), отличаются некой взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой композиции и динамикой рисунка. Искусствоведы считают, что нужно различать ряд местных школ миниатюры:
- Дворцовая в Ахене;
- Реймсская;
- Турская, и др.
Архитектура
Архитектура Каролингского Возрождения вобрала в себя стили разных архитектур, античной, византийской и средневековой. Это можно объяснить походами Карла Великого в Италию, где его специалисты знакомились с местной стилистикой, с опытом строительства базилик, перенимали особенности украшений колонн и капителей. Но, наряду с заимствованиями, возникают собственно франкские новшества, к примеру, вестверк. Что касается светской архитектуры, то в ней возникают пфальцы – «путевые дворцы», предназначенные для временного пребывания императора. В этих сооружениях заметно влияние древнеримских архитектурных традиций.
В этот период разворачивается обширное строительство, но до наших дней дошло мало сооружений. Среди архитектурных памятников эпохи наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788-805 гг.), монастырские ворота в Лорше (ок. 800 г.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль (820-822 гг.). Дворцы, храмы и другие строения украшались изнутри фресками и мозаиками.
Музыка
Карл Великий, с которого и начался Каролингский Ренессанс, а также его близкое окружение помогали развитию музыки, которая к тому времени находилась в упадке. При Карле Великом множество музыкальных элементов было заимствовано из итальянских обрядов, что в дальнейшем привело к повсеместному распространению григорианского пения. Появляется единая система записи музыки, обучение музыке отныне стало входить в квадривиум.