История гжельской росписи
Гжельский рисунок представляет собой уникальнейшее народное искусство росписи.
Название росписи берет свое начало от названия местности «Гжель» на юго-востоке Московской области, которая была богата глиной. Жители этого района были искусными мастерами гончарного дела и с течением времени народное творчество, зародившееся здесь, стало называться в честь данного местечка.
Первое упоминание о гжельских майоликовых рисунках обнаружено в старинных документах великого князя Ивана Калиты. Тогда гжельские рисунки были еще цветными. Умельцы расписывали тарелки, кружки, целые столовые сервизы, кувшины и даже игрушки. В $14 \ веке$ гжельская местность становится центром производства керамики Руси. В $18 \ веке$, с появлением новых технологий, был начат выпуск фарфоровых и полуфаянсовых изделий, которые расписывали синей краской, ставшей символом всех гжельских изделий.
Гжель тесно связана с династией Кузнецовых, знаменитых фабрикантов. А началось все с маленького завода на реке Дорке. Братья Кузнецовы заложили знаменитую фабрику в Дулево, а в $1883 \ году$ их правнук создал компанию «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С Кузнецов», в которую входили заводы Дулево и Риги, фабрики Тверской, Херсонской и Калужскойй губерний. Заводы Кузнецова постепенно начали вытеснять другие гжельские фабрики и в итоге более половины предприятий отрасли принадлежали Кузнецову.
Значительный скачок в развитии гжельского керамического производства произошел во второй половине $18$ века и был обусловлен деятельностью фабрики по производству керамических изделий московского купца Гребенщикова Афанасия.
В конце $19 \ века$ кризис в России очень негативно отразился на гжельском творчестве, но в середине $20 \ века$ это направление было восстановлено. В этот период разрабатывается новый дизайн гжельской посуды, представленный синей росписью на белом фоне. Базой краски для гжельского рисунка стал высокотемпературный кобальт. В середине прошлого века появилось объединение «Гжель», которое собрало лучших мастеров в этом виде искусства. На сегодняшний день Гжельский регион - один из крупнейших гончарных центров в России.
Особенности гжельского рисунка
В прошлые времена тематика гжельского рисунка была результатом творчества неграмотных людей, но при этом очень талантливых. Чаще всего гжельские гончары отражали в росписи окружающий мир. Они объединяли в своём творчестве наблюдения над природой, жизнь города и деревни, впечатления от лицезрения архитектуры и икон и плоды собственной фантазии. Чаще других в росписи встречаются изображения птиц, растений, животных, архитектурных пейзажей.
Таким образом, темы гжельского рисунка можно разделить на три группы:
- растительная, включающая изображения травы, злаков, ягод, веточек, гирлянды цветов;
- орнаментальная, представленная «шашечками», «гребёнками», «капельками», «жемчужинками», «усиками»;
- сюжетная, включающая изображения природы и времен года.
Красота гжельского рисунка достигается смешиванием двух цветов, и получением большого количества оттенков между чистым синим и белым. Технология нанесения подразумевает одновременно контрастные переходы от цвета к цвету и растягивание цвета посредством тушевки. Эти эффекты достигаются разными формами кистей и предварительным смешиванием цветов, их совмещением на ворсе кисти одновременно.
Сложность гжельской росписи заключается в движении кисти. Ширина, плотность мазка, толщина слоя краски, направление движений кисти – все имеет значение.
Важное значение в данной технике имеет «светотеневое пятно». Можно наблюдать плавное перетекание чистого, светлого пятна в центре в темные каемки и обратный вариант, при котором мелкие детали по краям превращаются в засвеченную дымку, а крупные элементы центра темные и густые.
Множество образцов изделий с гжельской росписью хранятся в коллекциях знаменитых музеев России: в Эрмитаже, во Владимиро-Суздальском музее, Останкинском дворце-музее, Саратовском музее имени А.Н.Радищева и других хранилищах русского искусства.