Предпосылкой формирования инвестиционной политики является общая политика развития предприятия, основные цели которой являются приоритетными при разработке стратегических целей инвестиционной деятельности.
Кроме общей цели, разработка инвестиционной политики, в соответствии с выбранной стратегией экономического развития, предполагает учет ряда факторов, влияющих на уровень эффективности инвестиционной деятельности. Факторы, влияющие на формирование инвестиционной политики предприятия, отличаются в зависимости от источника финансирования проектов – т.е. наличия или отсутствия привлекаемых средств других экономических субъектов.
Ключевые факторы, влияющие на формирование и реализацию инвестиционной политики предприятия
- Уровень показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.
- Уровень технологии производства товаров (оказания услуг).
- Финансовые условия получения средств, для реализации инвестиционных проектов.
- Эффективность (технологическая, экономическая и социальная) инвестиционных проектов, которые предполагается реализовывать.
- Состояние рынка страховых услуг и издержки приобретения различных страховых услуг с целью минимизации рисков.
Факторы инвестиционной политики предприятия в случае использования заёмных средств
При условии формирования источников финансирования конкретных видов инвестиционных проектов необходимым фактором является учет специфики различных видов активов. На основе анализа специфики оборачиваемости различных видов активов, и уровня их ликвидности, можно выделить три группы:
- наиболее стабильные;
- стабильные;
- нестабильные.
Чем больше доля стабильной и дешевой части активов, тем, при прочих равных условиях, высокая доходность и финансовая устойчивость предприятия. Любые сдвиги в структуре активов и пассивов влияют на прибыльность и степень риска инвестиционных проектов.
Выделяют четыре группы факторов, влияющих на проводимую предприятием инвестиционную политику, предусматривающую привлечение внешних инвесторов:
- Факторы прямого влияния, то есть финансово-экономические.
-
Факторы косвенного влияния:
- социальные;
- информационные;
- экологические.
-
Социальные факторы.
- Информационные факторы.
К финансово-экономическим факторам следует отнести маркетинговые, поскольку стимулирование широкого предоставления услуг благодаря соответствующей рекламной политике, грамотный выход и пребывание на различных сегментах рынка, позволят предприятию значительно улучшить все показатели своей деятельности.
Также важным фактором является повышение эффективности управления ценообразованием на предприятии. Он связан с предыдущим фактором, поскольку именно маркетинговая служба должна исследовать сегменты рынка, на которых осуществляет свою деятельность предприятие.
Основным фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятия является повышение качества продукции (услуг). Это требование касается не только повышение качества производимых товаров (предоставляемых услуг), но и соответствия их международным стандартам качества, что в свою очередь позволяет выходить на международные рынки.
Влияние социальных факторов можно проследить при расчете рейтинга инвестиционной привлекательности предприятия, которые в конечном итоге приводят к улучшению именно финансово-хозяйственных показателей деятельности. К ним относятся: использование эффективных моделей стимулирования высоких результатов деятельности;
- прогрессивные формы оплаты и стимулирования труда;
- системы поощрения и компенсационные выплаты,
Среди информационных факторов следует выделить необходимость интеграции отдельных автоматизированных систем управление на предприятии. Также к другим информационным составляющим формирования инвестиционной политики предприятия следует отнести степень открытости внутренней информации для потенциальных инвесторов, которые, при отсутствии необходимых им данных, могут сразу отнести потенциального реципиента к категории объектов с высоким риском вложения средств, то есть с низкой инвестиционной привлекательностью.