Сущность понятия «организационное поведение»
Организационное поведение — это базисная научная дисциплина, исследующая причины и факторы, влияющие на поведение людей в организациях.
По сути, такое поведение является сферой научных исследований, в которых используют теорию, методы и принципы различных дисциплин с целью изучения индивидуальных представлений, ценностей, поступков людей в ходе их коллективной деятельности, составляющей основу хозяйственного процесса той или иной организации.
Предметом изучения дисциплины организационное поведение является взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.
Организационное поведение как научная сфера деятельности ориентировано на:
- систематизированное описание поведения людей в различных процессах, аспектах трудовой деятельности;
- обоснование поступков, факторов их определяющих, поведения людей в различных ситуациях, различных вариантах трудового процесса;
- составление достоверных прогнозов поведения сотрудников организации в будущем, в различных направлениях развития трудовых событий;
- освоение навыков управления трудовыми ресурсами и расширение горизонтов данного управления в целях повышения эффективности деятельности;
- выявление поведенческих отношений между руководителем и его подчиненными и в том числе между коллегами.
Особенное воздействие на социальное поведение отдельных индивидов, действующих в конкретной организационной среде, оказывает национальная культура их страны. Национальные особенности, национальная идентичность являются весомым фактором, определяющим специфику формирования организационного поведения.
Национальный менталитет как основа организационного поведения сотрудников
Культура, как организационная, так и национальная, - это продукт ценностей и норм, которые люди используют для направления своего поведения и контроля за ним. Именно ценности определяют, что люди считают хорошим, правильным или соответствующим тем целям, которые они должны достичь.
Национальный менталитет выступает отражением своеобразного мировосприятия одной нации, т. е. ее взгляда на мироздание, а также системы ценностей, нормы поведения в обществе.
Национальный менталитет является отражением культурной идентичности отдельной нации. Он отражает ее стиль жизни и культуры, который позволяет ее идентифицировать, отличать от представителей иных наций.
Национальный менталитет отражает совокупность этнических особенностей организационного поведения личности. В целях управления персонала, повышения эффективности организации кадровой политики, взаимодействия сотрудников используются закономерности национального менталитета. Знание его особенностей менеджером позволяет ему эффективно организовать работу персонала, вести переговоры с деловыми партнерами и избегать ненужных межличностных конфликтов. В коллективе формируется благоприятная среда, ориентированная на эффективную и качественную работу.
Формирование национального менталитета реализуется на основе:
- психологических условий личностного развития;
- социально-экономических условий становления и развития личности;
- природно-климатических явлений, в которых формируется отдельная нация;
- эволюционного развития, прохождения обществом отдельны фаз.
Этническое самосознание формируется с раннего детства на основе общепризнанных постулатов и определяет образ мышления и поведения человека. Данная категория характеризуется стабильностью, устойчивостью. Все жизненные явления люди разных культур воспринимают с позиций национальных традиций и своеобразной шкалы ценностей.
Культура как организационная, так и национальная, - это продукт ценностей и норм, которые люди используют для направления своего поведения и контроля над ним. В опоре на ценности происходит формирование норм поведения, основ деятельности, формируются целевые ориентиры, вырабатываются мировоззренческие установки. На национальном уровне ценности и нормы страны определяют актуальные варианты построения взаимодействия внутри различных групп и в обществе в целом. Происходит выработка приемлемых норм поведения, подходящих типов взаимодействий. Люди начинают впитывать национальную культуру, социализироваться в рамках этих ценностей еще детьми, когда постепенно усваивают нормы и социальные рекомендации, задающие способы поведения людей внутри данной культуры по отношению друг к другу, а часто и к людям с другой культурой.
Организация управления персоналом в опоре на параметры национального менталитета
Использование в управленческой практике знаний ментальных особенностей личности открывает новые возможности и увеличивает экономическую эффективность используемых методов и технологии управления, а также, обеспечивает продуктивную мотивацию персонала.
В системе управления персоналом находят применение следующие черты национального менталитета граждан России:
- Значительное различие социально-культурных ценностей городского и сельского населения. Оно является особенно выраженным и ярко проявляющимся в нашей стране.
- Наличие различий в ценностных ориентирах и трудовом подходе у граждан доперестроечной и послеперестроечной эпохи.
- Глубокие исторические корни российской ментальности, ее крайне противоречивый характер.
В опоре на данные особенности, руководители устанавливают в процессе взаимодействия с персоналом определенную степень дистанцирования, т. е. установление определенных рамок в общении и взаимодействии между рядовыми сотрудниками и руководством. Также, проявление индивидуальности работников в различных трудовых процессах варьируется. Где-то устанавливается высокая степень индивидуальности, а где-то прослеживается ориентация на коллективизм.
Гендерные особенности и различия также находят активное применение в управлении персоналом. В частности, такие личностные качества как настойчивость и самоуверенность, высокий уровень качества работ, стремление к успеху, у русских людей ассоциируются с ролью мужчины, а теплые личные отношения, забота о слабых и солидарность, ассоциируются с женской ролью.