Национальная инновационная система – это совокупность различных институтов национальной экономики, инструментов и механизмов реализации их взаимодействия в направлении деятельности по проектированию, разработке и внедрению инноваций в различные сферы национальной экономики, отраслевые структуры и направления деятельности.
Национальная инновационная система является важным звеном инновационного развития конкретного государства. В этой связи построению и инфраструктурному обеспечению данной системы уделяется особое внимание. Необходимость данной системы обусловлена тем, что ее наличие и эффективное внедрение обусловливают создание рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты, повышение образовательного уровня, решение экологических и социальных проблем, таким образом, повышая уровень качества жизни населения.
Инфраструктура инновационной системы РФ
Инфраструктурное обеспечение инновационного развития национального хозяйства России представлено следующими компонентами:
- Производственно-технологический. Данный компонент включает отраслевые технологические кластеры, сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), особые экономические зоны, центры коллективного пользования, обеспечивающие научно-технологическую и методическую поддержку научных разработок.
- Система образования. Подготовка кадров требует ориентации на научно-техническое развитие, инновационный прогресс общества. Подготовка кадров требует оптимизации системы образования на научно-технический прогресс: выпуск специалистов, способных превращать НИОКР в наукоемкую продукцию и продвигать ее на рынок. Новые квалифицированные кадры, исследователи необходимы России для дальнейшего прогрессивного развития. В настоящее время реализуется переориентация вузов на подготовку специалистов в области НИОКР, открытие региональных образовательных и коучинг-центров.
- Информационное обеспечение инновационной деятельности, включающее освещение инновационных открытий, мировых достижений, освещение инноваицонного потенциала российских отраслей и предприятий для привлечения инвесторов в данную сферу. Кроме того, информационное обеспечение инновационной деятельности связано с предоставлением полной информации в ходе проектирования инновационных проектов и этапах их разработки. Такая информация аккумулируется на различных интернет-порталах, в ходе организации конференций по разным темам и исследовательских научных центров.
- Консалтинг. Он представляет собой систему консультирования по вопросам инновационного развития. Инфраструктура консалтинга включает консалтинговые компании и центры трансферта технологий. Консалтинговые компании реализуют консультации по вопросам разработки и внедрения инноваций, аспектам финансирования инновационной деятельности и повышения ее эффективности. Центры трансферта технологий нацелены на оказание помощи в разработках коммерческих инновационных проектов, вывод их на рынок, получении лицензий, проведении патентных исследований и получении патентов, грантов, охране интеллектуальной собственности и правовую защиту инновационных разработок.
- Нормативная база. Она составляет основу эффективного, легитимного и социально-приемлемого функционирования инновационной системы. Нормативная база осуществления инновационной деятельности на сегодняшний день является недостаточно проработанной на законодательном уровне РФ, но уже реализуется защита интеллектуальной собственности и авторского права, разработаны льготные основы ведения инновационной деятельности.
- Система финансового обеспечения инновационной деятельности. В России формируются фонды поддержки инновационного развития на федеральном и региональном уровнях. Однако, его недостаточность требует привлечения инвесторов в инновационную сферу, а для этого необходима стабилизация экономических параметров развития в целях формирования благоприятного инвестиционного климата.
Целевые ориентиры функционирования национальной инновационной системы РФ
В настоящее время инновационная национальная система России находится на стадии своего становления и развития. Сырьевая направленность российской экономики не способствует формированию инвестиционной направленности национального хозяйства.
В текущий временной момент основными целевыми ориентирами развития национальной инновационной системы России являются:
- Устранение административных барьеров инновационной деятельности.
- Формирование инновационной направленности производственного сектора. Производство должно быть ориентировано на инновации и обладать для этого необходимыми ресурсами. Особо важные отрасли предполагается финансировать государством.
- Четкая постановка целей, задач и ориентиров развития инновационного сектора в инновационной политике государства.
- Коммерциализация научно-исследовательского потенциала страны. Основная доля инвестиций в НИОКР и инновационное обновление производств приходятся на государство. Однако, его возможности финансирования не являются безграничными, поэтому, правительство ориентируется на мотивацию частного сектора на вложение средств в инновации. Это требует повышения инвестиционной привлекательности НИОКР.
- Снижение монополизации рыночной власти в ряде промышленных отраслей. Монополизация рынков приводит к невозможности вхождения на них новых предпринимателей, ориентированных на инновационные разработки.
Нужно отметить, что важным целевым ориентиром развития национальной инновационной системы РФ является коммерциализация научно-исследовательского потенциала страны. Если предпринимательский сектор будет вкладывать средства в инновации, то это станет мощным двигателем на пути прогресса. результатов. Если ведущим компонентом инновационной системы страны, заинтересованным в НИОКР и его коммерческом воплощении станет платежеспособное производство, то это повысит эффективность инновационного развития.
Кроме того, национальная инновационная система может эффективно развиваться только в условиях устранения сильной дифференциации экономического развития и инновационного прогресса в отдельных регионах страны. В каждом регионе, а там, где это возможно, в группах регионов, должны быть созданы национальные региональные инновационные системы макроуровня, учитывающие экономические особенности, исторические и культурные традиции, обеспечивающие необходимые темпы экономического развития государства в целом.