В теории менеджмента выделяют две модели протекания инновационного процесса в организации: диффузная и внутриорганизационная.
Диффузная модель
Данная модель характеризует развитие инновации за пределами организации, в которой эта инновация была создана.
Процесс запуска инновации согласно данной модели состоит из следующих этапов:
- Создание инновации.
- Распространение инновации.
- Внедрение инновации.
Главным этапом здесь является распространение или раскрытие инновации.
Параметрами инновационного процесса при диффузной модели являются масштаб раскрытия инновации и стадии жизненного цикла инновации.
-
Определение масштаба раскрытия инновации, который зависит от следующих условий:
- характер самой инновации;
- развитость коммуникативной среды между разработчиками, производителями и потребителями инновации (от развитости коммуникативной среды зависит скорость распространения инноваций);
- инновационная восприимчивость организации (зависимость от текущего уровня развития организации, финансового состояния и потенциала кадров).
-
Основные стадии жизненного цикла инновации:
- вывод инновации на рынок - на этой стадии на рынок выводится новый инновационный продукт или услуга, который постепенно становится востребованным потребителем;
- увеличение объема продаж, когда кратно растут объемы и масштабы реализации новой продукции, увеличиваются цены на эту продукцию, появляются фальсификаторы и имитаторы запущенных инновационных продуктов;
- стадия зрелости, когда эффективность внедрения инновации максимально высока, благодаря активному продвижению, и стабильна;
- стадия постепенного насыщения рынка, когда объем продаж переживает период стагнации, инновацией уже пользуется большая часть потребителей, то есть спрос на инновацию удовлетворен и возникает период спада объемов реализации).
Внутриорганизационная модель
Данная модель характеризуется использованием инновации в отдельной комплексной организации.
Для данной модели можно выделить 6 стадий жизненного цикла инновации:
- определяется потребность в инновации;
- собирается информации;
- осуществляется предварительный выбор инновации;
- принимается решение о внедрении инновации;
- запускается процесс внедрения инновации;
- происходит централизация инновации – запускается процесс его крупномасштабного использования.
Выбор инновации для внедрения в данной модели основывается на общих и частных критериях:
- Общие критерии – это критерии, которые характерны для всех инноваций и позволяют их оценить и выбрать наиболее эффективную для данной конкретной организации.
- Частные критерии – это критерии, которые характерны для отдельных инноваций определенных производственных процессов.
Примеры наиболее распространенных общих критериев:
- величина прибыли – уровень отдачи от вложенного капитала;
- величина фактических затрат на приобретение или создание инновации;
- уровень риска и процент неопределенности, связанный с внедрением инновации;
- критерия соответствия инновации существующей в организации системе ценностей и правил поведения;
- эффективность инновации, то есть, позволяет ли внедрение данной инновации достичь поставленных организацией целей;
- сложность процесса освоения инновации персоналом организации;
- существование возможности возврата к старым методам менеджмента в случае неудачного внедрения инновации.
Виды внедряемых инноваций
Выделяют продуктовые и процессные инновации:
- Продуктовая инновация - разработка и внедрение в производство технологически новых или значительно усовершенствованных в технологическом плане продуктов.
- Процессная инновация - освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, внесение изменений в оборудование и/или организацию производства.
Структура жизненного цикла продуктовой инновации:
- исследование - этап фундаментальных разработок и теоретических исследований, с дальнейшим проведением экспериментов и проверкой результатов работы инновации;.
- разработка – этап изучения технико-экономических характеристик инновации, проектирования инновации, обеспечения ресурсами для производства инновации;
- производство - этап включает процесс подготовки производства с проверкой степени готовности производства к массовому выпуску серийных инновационных продуктов;
- потребление – этап использования потребителями инновационных продуктов.
Структура жизненного цикла процессной инновации:
- зарождение – на данном этапе разрабатывается научная идея, создается инновационный процесс, изучаются спрос на него и возможность реализации данного процесса;
- освоение нового процесса – на данном этапе проводятся эксперименты, которые подтверждают эффективность нового процесса;
- диффузия – этап распространения, тиражирования и внедрения нового инновационного процесса в конкретной организации;
- рутинизация – этап превращения инновационного процесса в устаревший.