Понятие и содержание инновационного бизнеса
Инновационный бизнес - это разновидность предпринимательской деятельности, при которой осуществляется реализация инновационных проектов, создаются технико-технологические новшества с целью получения коммерческого эффекта.
Итогами ведения инновационного бизнеса является создание новых продуктов, которые являются уникальными и ориентированы на привлечение потребителей, получение конкурентных преимуществ за счет этого.
Сущностью данного вида предпринимательской деятельности выступает процесс коммерциализации инновационных идей. Новые разработки, идеи, знания приобретают форму товара или услуги и выводятся на рынок для получения прибыли.
Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития. Для отдельного хозяйствующего субъекта введение инноваций в бизнес-процессы ориентировано на получение конкурентных преимуществу, максимизацию прибыли, завоевание новых рынков сбыта, аудитории потребителей. Только новшества, инновационные идеи способны на это. Потому, инновационный бизнес выступает двигателем развития и прогресса.
Инновационный бизнес может иметь три основные формы своего проявления:
- Выпуск инновационной продукции. Для этого требуется непрерывное обновление деятельности, исследование рыночной конъюнктуры и динамики. Кроме того, финансирование инновационной деятельности сопряжено с высоком уровнем риска. Потому, привлечение внешних источников на реализацию инновационных проектов не всегда возможно. Потому, требуется наличие собственных оборотных средств, капитальных ресурсов для вложения в инновационную деятельность.
- Разработка инновационных технологии. Такие технологии ориентированы на внедрение в собственную хозяйственную практику в целях повышения эффективности деятельности. Это может быть автоматизация производственных процессов, обеспечивающая экономию трудовых ресурсов, экономия энергетических, сырьевых и иных ресурсов. Внедрение новых технологий обеспечивает преобразование сферы бизнеса, придает новый облик его процессам и направлениям деятельности. Управленческая система, также, преобразуется за счет внедрения новых технологий и повышается эффективность ее функционирования. Новые технологии обеспечивают совершенствование техники безопасности труда работников предприятия, проведение мероприятий по защите экологии, эффективное использование внутрифирменных информационных систем.
- Социальные инновации. Они касаются внедрения новшеств в социальную среду хозяйствующего субъекта. Такие инновации обновляют кадровую политику, систему взаимодействия сотрудников, предоставляют возможности ведения более эффективного поиска рабочей силы на рынке, мотивации сотрудников к проявлению творческой активности, инициативности в решении рабочих задач, способствуют формированию доверительного взаимодействия между сотрудниками и руководством предприятия.
Реализация инновационной деятельности на предприятии может осуществляться различными способами. Это может быть и внутреннее формирование инновационных процессов за счет специально созданных условий, и заключение внешних контрактов на инновационные разработки со сторонними организациями. Также, распространено и привлечение к работе венчурных фондов, которые обеспечивают сбор финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов.
Этапы инновационного бизнеса
Инновационный бизнес реализуется поэтапно. Он проходит следующие стадии:
- Разработка комплекса инновационных идей.
- Выдвижение инновационной идеи, ее выбор среди множества альтернатив, формулировка и проработка.
- Детальная проработка инновационной идеи, ее экспертная оценка и анализ возможностей практической реализации.
- Создание бизнес-плана в опоре на проработанную идею. Бизнес-план включает ресурсные потребности на реализацию конкретной идеи, возможности ее практического воплощения.
- Экспертиза бизнес плана. Проводится оценка перспектив реализации данного бизнеса и его ожидаемого полезного эффекта.
- Эксперимент по производству продукции и ее испытание в рыночных условиях. Осуществляется выпуск нового продукта и его вывод на рынок. Оцениваются результаты данной деятельности.
- Внесение поправок в схему производства и реализации продукции при необходимости.
- Массовое производство инновационной продукции и ее вывод на рынок.
Развитие инновационного предпринимательства в РФ
Инновационное предпринимательство на территории российского государства характеризуется низким уровнем развития. Инновации внедряются слабо. Особенно острой проблемой является неразвитость малого инновационного предпринимательства. В российской экономике активность инновационной деятельности прямо зависит от размера компании.
Рисунок 1. Развитие инновационного предпринимательства в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чем более крупной является компания, тем больше инновационных проектов она реализует. Это обусловлено наличием у нее на это возможностей. Крупные компании обладают как собственным капиталом, так и имеют больше перспектив привлечения средств инвесторов, получения банковских кредитов и займов. Потому, реализовать инновационный процесс им гораздо проще.
На сегодняшней день проблеме активизации развития малого инновационного бизнеса уделяется особое внимание. Государство разработало механизм поддержки инновационных компаний и ряд направлений активно реализуется. Однако, сохраняется проблема низкого уровня инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности и неразвитости системы финансирования стартап-компаний.
На сегодняшний день государственная поддержка инновационной деятельности должна быть реализована в ориентации на финансирование тех ее областей, где приход частного инвестора представляется по различным причинам маловероятным.