Сущность инновационного предпринимательства
Инновационное предпринимательство – это процесс использования инновационных продуктов, технологий, моделей в коммерческих целях.
По сути, инновационное предпринимательство представляет собой ориентацию бизнес-процессов на инновационные разработки. Коммерческое продвижение осуществляется за счет новаторских разработок, внедрения новых технологий, подходов к деятельности, вывода на рынок уникальных продуктов.
Инновационное предпринимательство является двигателем прогресса. Именно стремление к коммерческому воплощению нестандартных идей лежит в основе инновационных разработок, которые стимулируют рост и развитие отдельной организации, отрасли, сферы и национальной экономики в целом.
Объект инновационного предпринимательства - это интеллектуальный продукт, произведенный посредством интеллектуальной деятельности: информационные технологии, научно-техническая продукция.
Основными характерными чертами инновационного предпринимательства являются:
- Опора на интеллектуальную деятельность. В основе инноваций лежат знания. На базе знаний осуществляются интеллектуальные разработки различного типа.
- Высокий уровень риска. Инновационное предпринимательство сопряжено с высоким уровнем риска. Готовность предпринимателя к риску обеспечивает ему принесение хороших выгод, поскольку, доходность в случае успеха реализации инновационного проекта, является высокой.
- Инновационное предпринимательство может охватывать сферу продукции и услуг, сферу технологий и сферу социальных инноваций.
Вариативность моделей реализации инновационного предпринимательства, в их числе:
- инновационное предпринимательство на основе внутренней организации. Это касается ведения разработок и научных исследований в рамках конкретного хозяйствующего субъекта. Применяются собственные ресурсы и собственные возможности осуществления инновационной деятельности;
- инновационное предпринимательство на основе внешней организации. Это предполагает заключение контрактов на инновации, т. е. один хозяйствующий субъект или государство реализует заказ на инновации в конкретной области, конкретного типа. Заказ может исполняться, как одним, так и несколькими хозяйствующими субъектами;
- инновационное предпринимательство на основе венчурного финансирования. Оно предполагает самостоятельную разработку инноваций, но получение источников финансирования инновационных проектов в венчурных фондах.
ИКТ-технологии в предпринимательской сфере
ИКТ технологии являются важным объектом бизнес-процессов. Инновационное предпринимательство, сопряженное с ИКТ-сферой возникает, как в области продуктов, так и в сфере услуг. Рассмотрим более подробно данную сферу.
Сфера услуг является широко распространенной и активно растущей областью бизнес-деятельности. Вариативность услуг обуславливает ежегодное наращивание количества субъектов малого и среднего предпринимательства в данной области. Это приводит к росту конкуренции и повышает риски вхождения на рынок услуг для новых хозяйствующих субъектов. Ведущая роль в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов отводится применению интеллектуальных технологий.
Сфера услуг сегодня предполагает свое развитие не только в офлайн, но и в онлайн пространстве. Для этих целей используются Интернет-технологии. Они ориентированы на организацию плодотворного взаимодействия с покупателями, поиска и увеличения каналов реализации услуг. Функционирует большое количество электронных торговых площадок, на которые можно выйти с товарами и услугами разного рода, а также, Интернет технологии являются актуальным инструментом маркетингового продвижения (реклама в социальных сетях, расширение и глобализация рынков сбыта, организация персонального взаимодействия с клиентами). Инновационными технологиями данного рода является нативная реклама и услуги бренд-послов, а также метод продакт-плейсмент – скрытая реклама, внедряемая в различный медиаконтент.
Среди применяемых интеллектуальных технологий сферы услуг можно отметить следующие:
- Системы управления взаимоотношениями с клиентами – CRM.
- Системы планирования ресурсов предприятия – ERP.
- Программы аналитики – BI, позволяющие автоматизировать процессы анализа показателей деятельности, анализировать деятельность конкурентов и разрабатывать на их основе стратегии конкурентного продвижения услуг.
- Системы внутрифирменной коммуникации – ICE. Они позволяют организовать плодотворную групповую работу персонала и обеспечить совместное использование информационных ресурсов.
Широкое распространение в компаниях, реализующих деятельность в сфере услуг, получили технологии CRM «Customer Relationship Management». Они позволяет выстроить эффективное автоматизированное взаимодействие с заказчиками, организовать плодотворную работу с текущими клиентами, упростить все процессы взаимодействия и обеспечить эффективное взаимодействие с потенциальными клиентами, ориентированное на стимулирование заказов. Посредством программ управления взаимодействия с клиентурой, компаниям, даже на начальных этапах их выхода на рынок, удается наладить функционирование маркетинга, повысить рост продаж, оптимизировать бизнес-процессы таким образом, чтобы система взаимодействия с клиентами обеспечивала оперативное реагирование на актуальные проблемы и текущий спрос, а работа сотрудников стала проще и менее ресурсозатратной.
Самой интересной и прогрессивной технологией, применяемой в сфере услуг. является искусственный интеллект. По сути, он применяется в большинстве автоматизированных систем управления, системах планирования и коммуникации. Его использование ориентировано на сокращение трудовых затрат. Организуется повсеместное внедрение искусственного интеллекта в процессы оказания разнородных услуг. С помощью специальных программ организуется взаимодействие с клиентами в режиме реального времени. Это уже распространено в компаниях, реализующих различные перевозки – такси, транспортировка грузов, медицинских центрах. Однако, на сегодняшний день искусственный интеллект работает при сопровождении реальных людей. Поскольку, может возникнуть ситуация непонимания контекста речи программой, что не позволит дать адекватного ответа на вопрос, реализовать запись или провести консультацию.