Внедрение инноваций в процессы производства является необходимым условием производственного роста и развития. Инновации находят активное применение в процессах освоения выпуска новых продуктов. Они ориентированы на реализацию количественных и качественных изменений производственных процессов.
Инновации в производственной сфере в теории Й. Шумпетера
Вклад Шумпетера в экономическую теорию, по мнению многих ученых, заключается именно в том, что он исследовал явления, обусловливающие «внутренний взрыв» равновесия рыночного механизма. Таковыми явлениями становятся новые сочетания факторов производства или инновации. Инновации обеспечивают создание продуктов, наделенных новыми полезными свойствами и обеспечивающими рост полезности. Таким образом, Шумпетер открывает новую сторону предельной полезности. Она связана с использованием деловой активности в качестве двигателя прогресса и обеспечения максимально возможного удовлетворения потребностей.
Деловая активность в теории Шумпетера предполагает применение уже имеющихся средств, инструментов, методов деятельности. Она не связана с разработкой предпринимателем новых способов ведения деятельности. Важно, найти новые возможности использования факторов производства для создания нового продукта, повышения полезных свойств, уже имеющегося продукта или экономии производственных издержек для возможности дальнейшего удовлетворения общественных потребностей. связана с использованием имеющихся средств, а не с созданием новых.
По сути, потребности общества и отдельной личности являются двигателями прогресса. Это обусловлено тем, что они дают толчок использования новых комбинаций факторов производства предпринимателями. При этом, предприниматель, активно использующий свой потенциал, свои способности реализует разработку инноваций, которые стимулируют формирование новых потребностей у потребителей.
В исследовании Шумпетера мотивы экономической деятельности в статическом состоянии связываются с удовлетворением потребностей на основе рационального поведения т.е. максимизации полезных свойств потребляемой продукции или получения максимально выгоды от потребления. В динамической модели Шумпетер придает мотивам предпринимательской деятельности иррациональный характер, ставя в приоритет его потребность в саморазвитии, получении удовольствия от деятельности и успешности ее реализации. Интересно отметить, что предприниматель, по мнению Шумпетера, не наделен особым уровнем интеллектуального развития. И это является положительной чертой, не давая ему анализировать множество вариантов развития событий, а позволяя принимать быстрые решения, без особых колебаний.
Новаторство, рассматриваемое в качестве фактора производственного роста и развития, характеризуется следующими чертами:
- новаторство в предпринимательской деятельности возникает в моменты столкновения с трудными ситуациями, кризисными явлениями. Это обусловлено тем, что требуется разрешение нестандартных задач, принятие решений в необычных ситуациях;
- внедрение инноваций в процессы освоения новой продукции возможно только при наличии дохода в прошлые этапы деятельности. На новации требуются вложения, а для этого нужны свободные средства или кредитные ресурсы;
- инновационная деятельность предпринимателя имеет двойную полезность: с одной стороны, создание нового продукта, позволяющего удовлетворить потребности общества, его граждан, а с другой, получение собственной выгоды от реализации предпринимательской деятельности;
- инновационная деятельность стимулирует формирование у потребителей новых потребностей, их удовлетворение и удовлетворение потребностей самого предпринимателя: в самореализации и получении прибыли.
Именно новаторская функция предпринимателя является одной из характерных и особенных его черт, а предприниматель, по мнению Йозефа Шумпетера, является тем организатором производства, который на основе технических и организационных новшеств реализует такое сочетание производственных факторов, при котором на рынок выходит новая продукция, обладающие новыми свойствами, качествами. При этом, расширяется сфера услуг и совершенствуются технологические процессы, что приводит к формированию новых рынков и способствует переходу всей экономической системы на новый этап развития.
Использование инноваций в освоении новой продукции
Использование инноваций может быть реализовано как на микро-, так и на макроуровне. На микроуровне инновации внедряются в деятельность конкретного хозяйствующего субъекта в целях ее преобразования и повышения эффективности. В процессе освоения новой продукции инновации применяются в опоре на следующие аспекты:
- Предметно-технологический итог внедрения инноваций. Инновации обеспечивают разработку новых продуктов, выступающих результатом реализации того или иного инновационного проекта.
- Вариативность источников финансирования инновационных процессов. Инновации могут быть финансированы за счет собственных средств, привлеченных ресурсов – кредитных, заемных, бюджетных средств.
- Инновационное развитие хозяйствующего субъекта реализуется через продуктовые инновации, процессинговые инновации, комбинацию продуктовых и процессинговых инноваций.
- Разработка нового продукта должна быть ориентирована на конкретного потребителя. Требуется формирование целевой аудитории, которой планируется сбывать новый продукт.
- Инновации могут внедряться посредством технического обновления деятельности, обеспечивать высвобождение ресурсов, снижение себестоимости продукции, рост уровня жизни и национального благосостояния.
- Автоматизация и интенсификация, отгрузка инновационной продукции, осуществление затрат на инновации, освоение новой продукции и технологий, новых материалов, новых инструментов деятельности.
Инновационное развитие осуществимо при наличии возможности производить инновационную продукцию т.е. наличии инновационного потенциала и желания проявлять инновационную активность.