Игровой процесс как метод генерирования идей
Игровой процесс является способом обучения и развития персонала. Он используется в различных процессах деятельности и стимулирует формулирование инновационных идей.
Сценарии инновационных игр характеризуются определенной спецификой. Прежде всего она касается интереса, который формируется к конкретной деятельности, реализуемой в игровой форме. Процесс разработки инновационных идей приобретает в этом случае характер интересного времяпрепровождения. Он обеспечивает генерацию идей разной направленности в спокойном формате, без лишнего напряжения, возникающего в рабочем процессе. Происходит соотношение расслабления мозговой активности и стимулирование творческой активности.
Своим характером, методологическим диапазоном и зоной воздействия на умы инновационные игры вполне могут претендовать на роль перманентной консолидирующей силы, своеобразного коллективного мозга организации.
Игровые методы, применяемые в рабочем процессе, базируются на математических моделях. Это позволяет моделировать различные ситуации хозяйственной деятельности и определять сценарии развития событий в конкретной перспективе, в определенных условиях. При этом выработка новых идей и игровой процесс, по сути, несовместимые процедуры. Но за счет коммуникации, которая лежит в основе игровой деятельности, происходит активное коллективное генерирование интересных идей инновационного характера.
Результативность игровой деятельности в инновационном процессе и их применение в качестве способа генерирования идей заключается в следующем:
- Получение содержательных результатов. Здесь, реализуется генерирование идей, осуществляется решение сложных социальных проблем, составляются целые инновационные проекты и программы их реализации.
- Получение социальных выгод. Они проявляются в формировании консолидированных групп, команды руководителей, специалистов, ориентированных на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ. По ходу игровой деятельности уже могут сформироваться рабочие группы инновационных проектов.
- Получение образовательных результатов. Оно связано с освоением новых методов работы, получением опыта коммуникативного взаимодействия в рабочем процессе, развитие навыков принятия коллективных решений, выдвижения идей на базе совместной мозговой деятельности сотрудников. Решения, полученные в ходе игры, характеризуются обоснованностью. Их качество является более высоким, чем решения, выработанные традиционными методами.
Игровые процессы в рабочей деятельности, которые стимулируют выработку инновационных идей, именуются инновационными. В ходе таких игр происходит ориентация участников на выработку новых нестандартных решений. Новизна в играх такого типа не является само целью. Главное - найти способ разрешения. Она носит системный характер и опирается на деятельностный подход.
Условия реализации игровой деятельности как средства генерации инновационных идей
Включение в трудовой инновационный процесс игровой деятельности в качестве способа генерации новых идей требует соблюдения ряда условий. К ним относятся:
- Участие руководителя высшего уровня. Он должен координировать игровой процесс и работу участников команд.
- Проведение игры в непривычной для участников обстановке. По сути, трудовой процесс итак не является привычным для игровой деятельности. Возможна реализация игры в отделах, на рабочих местах, непривычных для конкретных сотрудников.
- Установление определенной продолжительности игрового процесса. Как правило, такие игры предполагают проведение в течение нескольких дней: не менее пяти и не более двенадцати.
- Увеличение трудового дня в ходе игрового процесса. Он должен занимать не менее 14 часов с перерывами на приемы пищи и иные процедуры.
- Включение в игровой процесс предполагает его полное прохождение. Нельзя опаздывать к его началу, присоединяться в середине игры и досрочно ее покидать.
- Разделение персонала на группы. Количество групп и участников групп зависит от конкретной компании, в которой реализуется игровой процессе, конкретного отдела, вида деятельности и ориентиров игры. Но в основном в командах бывает не менее трех человек и не более 10.
- Равномерное распределение участников по группам. Это направлено на достижение равенства творческого потенциала и творческих возможностей групп.
Стадии реализации инновационной игры
Игровой процесс реализуется в управлении персоналом поэтапно. Он включает в себя следующие стадии:
- Постановка и диагностирование проблемы.
- Аналитическое исследование ситуации.
- Формулирование игровых ориентиров.
- Определение ведущей цели игры. Как правило, она сопряжена с выдвижением идеи, касающейся решения актуальных проблем хозяйствующего субъекта. Может быть более узкая цель – касаться идеи конкретной направленности.
- Определение путей решения задач, проблем.
- Разработка проблемы.
- Выдвижение идеи и формирование программы реализации инновационного проекта.
Основной эффект игры заключается в преобразовании сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению. Он ориентируется не на сохранение привычного образа жизни, а на развитие: как собственное, так и окружающего мира.
Важно отметить, что завершение игрового процесса – выдвижение инновационной идеи сопряжено со столкновением с реальностью трудовой деятельности. Идея может не иметь возможности реальной реализации. Также, она не всегда отвечает актуальным потребностям и не соответствует стратегическим ориентирам деятельности. Но в любом случае, сотрудники обнаруживают в себе творческие возможности, видят свое дальнейшее развитие, понимают, что могут генерировать новые идеи и что этот процесс является интересным и занимательным. Все это стимулирует рост работоспособности персонала.