Система интернет-банкинга — это электронная платежная система, позволяющая клиентам банка осуществлять некоторые финансовые операции при помощи web-сайта банка.
Введение
Сегодня практически любой банк может предложить своим клиентам возможность дистанционного обслуживания. При наличии возможности использовать интернет-банкинг, получить финансовые услуги стало значительно проще, так как, в этом случае практически все основные операций клиент может проводить сам без посещения офиса.
Уже невозможно себе представить, что раньше данный сервис отсутствовал, и для реализации каждой финансовой операции, для выполнения всех платежей и переводов нужно было посещать отделение банка, постоять в очереди, заполнить разные квитанции. Теперь все это осталось в прошлом для большинства клиентов разных банков. Уже даже пенсионеры изучили методику использования интернет банкинга, причем достаточно успешно.
Интернет-банкинг появился в начале восьмидесятых годов прошлого века в Соединенных Штатах. Но первоначально им могли пользоваться только вкладчики, то есть, они могли отслеживать состояния счета, но со временем в него были добавлены функции переводов. Полноформатная система онлайн-банка, какой она представляется сейчас, была разработана американским банком Bank of America. Это произошло в начале двухтысячных годов двадцать первого века. После успешного внедрения системы другие банки взяли пример с Bank of America и тоже стали внедрять у себя такие сервисы, которые получили необычайно высокий клиентский спрос.
Системы интернет-банкинга
Аналог системы современного интернет-банкинга в России впервые появился в Гута Банке. Вначале там был организован просто телефонный сервис, позволяющий управлять услугами, но затем фирма создала уже сам интернет-банк. Затем онлайн-банкинг создал Автобанк.
В кругу именитых банков, первым такую систему создал Ситибанк в 2002-ом году. Уже тогда он начал оказывать в Российской Федерации услуги физическим лицам, и при заключении договоров клиентам сразу предлагалось подключиться к системе. Его пример затем подхватил Альфа-Банк, который сформировал один из самых лучших банкингов, именуемый Альфа-Клик. Необходимо отметить, что у главного банка страны Сбербанк Онлайн был создан лишь в 2009-ом году. В это же время появился Телебанк от ВТБ24.
На сегодняшний день интернет-банкинг является востребованным по всему миру. Система создавалась не просто так. Технологии постоянно совершенствуются, а у банковского бизнеса и клиентов возникают новые потребности, требующие удовлетворения. Ключевыми причинами внедрения онлайн-сервисов являются следующие моменты:
- Возможность снизить нагрузки на офисы, то есть, разгрузить офисы от наплыва клиентов. Для исполнения мелких переводов отпадает необходимость посещения отделения, траты ресурсов банка. Клиент сам исполняет все, что необходимо.
- Сервис способен повысить лояльность клиентов, так как их привлекает удобное обслуживание, которое всем нравится.
- Сервис является эффективным каналом продаж. Через интернет-банкинг пользователи могут открывать вклады, заказывать дебетовые и кредитные карты, оформлять разные ссуды. Помимо этого, в системе можно рассылать пользователям персональные предложения.
Это означает, что сервис является удобным и выгодным обеим сторонам, то есть, и банкам, и их клиентам. Банки вообще стремятся перевести весь набор операций в онлайн-сферу. Сегодня при желании имеется возможность оформления любого банковского продукта в режиме онлайн и получить его с доставкой на дом. Существуют также банки, ведущие свою деятельность вообще без офисов, то есть, полностью удаленно. Таким банком является, например, крупный и всем известный банк Тинькофф.
Пришло то время, когда совокупность возможностей банковских систем стала фактически безграничной. Сегодня можно без всяких проблем воспользоваться финансовыми услугами без посещения офисов банков. В этом просто нет необходимости, все может быть реализовано через сеть Интернет.
Интернет-банкингом является система дистанционного клиентского обслуживания, предоставляющая доступ к личным картам и счетам и возможностью управлять ими. После того как завершена регистрация в интернет-банкинге, пользователю сразу становятся доступными следующие возможности:
- Возможность оплаты коммунальных услуг со своих счетов. При этом реквизиты почти всех коммунальных организаций уже занесены в системную базу. Необходимо лишь определить оператора и ввести свои клиентские реквизиты.
- Возможность оплаты счетов мобильного телефона, интернета, телевидения.
- Возможность переводов на любые банковские счета и карты, как физических лиц, так и юридических.
- Возможность оплаты любых кредитов и займов.
- Возможность открытия и пополнения вкладов прямо со своих счетов.
- Возможность блокировки карт, в случае их потери или воровства. Это может защитить средства от хищения.
- Возможность подачи заявок на различные кредитные продукты. Отдельные банки в таком случае могут предоставить кредит в удаленном режиме, просто выполнив перевод денег на счет или карту клиента.
- Возможность заказа выписок, а также отслеживания передвижения средств на счетах.
- Возможность оформления разных дополнительных услуг. К примеру, таких как, страховка или заказ кредитной истории.
- Возможность оплаты штрафов, налогов, государственных пошлин.
Это перечень основных, но не всех операций, проводимых через интернет-банкинг. Самым главным достоинством является тот факт, что все эти возможности интернет-банкинга могут быть доступными круглые сутки и в любом месте, где имеется доступ к сети Интернет. Клиент постоянно может быть в курсе всех событий, контролируя состояние своего расчетного счета и операций по ним. Изначально банки взимали оплату за использование интернет-банкинга, но сегодня его услуги предоставляются бесплатно.