История информатики как школьного предмета
В то время как в общеобразовательных школах Европы внедрять преподавание связанных с компьютерной техникой дисциплин начали еще в конце 1960-х годов, в нашей стране информатику в те годы изучали лишь в некоторых специализированных школах и на факультативных занятиях.
В середине 1980-х годов, осознав роль вычислительной техники и необходимость массовой подготовки кадров для ее использования, государство предприняло ряд шагов по исправлению ситуации. 28 марта 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкому внедрению электронно-вычислительной техники в учебный процесс». Вскоре при Академии наук СССР появились и специализированные структуры, занявшиеся разработкой методологии преподавания НИТ (новых информационных технологий) в школах.
Внедрение информатики в образовательный процесс проходило с трудностями. Прежде всего, не хватало персональных компьютеров. Но к середине 2000-х годов большинство средних школ России были обеспечены соответствующими требованиям образовательного процесса компьютерными классами. Подготовка преподавателей информатики и способов обучения также длительное время представляли собой затруднения на пути внедрения информатики в школьную программу, однако к настоящему времени необходимая методологическая база наработана.
Рисунок 1. Компьютерный класс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ряде российских регионов были разработаны собственные методики преподавания информатики. Некоторые из них получили всероссийскую известность, например, "Пермская версия", а также стандарты и проекты, разработанные в Воронеже, Екатеринбурге, Самаре.
Принципы преподавания информатики в России
Российский государственный стандарт общего образования включает три компонента:
- федеральный (обязательный минимум содержания образовательных программ);
- региональный; он имеет отношение к компетенции регионов РФ;
- компонент образовательного учреждения (самостоятельно разрабатывается в рамках каждой школы).
Такой подход дает, с одной стороны, единообразие образовательного процесса, с другой - возможность для реализации творческого потенциала преподавателя.
Основным государственным нормативным документом, служащим основой для разработки учебных планов конкретного образовательного учреждения, является базисный учебный план. В нем рекомендована трехуровневая структура обучения информатике в общеобразовательной школе, которую можно представить как последовательность курсов:
- начальная ступень (II–IV классы);
- основная ступень – вводный и базовый курсы (V–VI и VII–IX классы);
- профильный курс (X–XI классы).
Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления у детей, развития их коммуникативных навыков. В младших классах возможно преподавание информатики даже без привлечения компьютерной техники. Акцент следует делать на межпредметных связях.
Вводный курс должен сформировать у учащихся навыки информационно-учебной деятельности, желание применять средства ИКТ как для учебных целей, так и для саморазвития. Основная задача базового курса – формирование у школьников базовых знаний по информатике.
В ходе профильного курса у учащихся старшей школы формируются углубленные знания и навыки, соответствующие выбранному профилю: гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, естественнонаучному, технологическому.
Передовые методики преподавания информатики
Большинство преподавателей информатики располагают собственными сайтами, на которых публикуют учебные материалы и обмениваются мнениями с коллегами, родителями и учениками. Учителя информатики, как правило, помогают разрабатывать и вести также и школьные сайты, привлекая к этой работе учеников. Это позволяет закрепить практические навыки по таким темам, как "Программирование", "Сетевые технологии".
Министерством образования и общественными организациями, объединяющими педагогов, а также другими государственными и коммерческими структурами проводятся многочисленные конкурсы, позволяющие выявить передовой опыт. В качестве примеров можно привести конкурсы сайтов "Электронная школа", "Лучший сайт образовательного учреждения" и другие. Составляются каталоги и рейтинги предметных сайтов.
Рисунок 2. Каталог сайтов учителей информатики на uchportal.ru. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Активно работают и онлайн-сообщества преподавателей информатики (например, на порталах "урок.рф", "uchportal.ru"), форумы, группы в социальных сетях и мессенджерах.
Для выявления и поощрения лучших педагогов Министерством образования России, Профсоюзом работников образования и "Учительской газетой" ежегодно проводится конкурс "Учитель года России". В 2018 г. одним из его лауреатов стал учитель информатики школы №1540 г. Москвы Игнат Игнатов.
Рисунок 3. Лауреат конкурса "Учитель России" преподаватель информатики Игнат Игнатов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отталкиваясь от базового учебного плана, он дополнил учебную программу элементами дисциплины “3D-моделирование”, которую преподает для пятиклассников. Для учеников старших классов педагог разработал направленные на получение профессий спецкурсы по основам станков с ЧПУ и программированию. В школе организован инженерный класс, где дети осваивают 3D-печать, робототехнику, конструирование из наборов Lego.