По мере развития человечества постоянно повышалась роль информации в жизни общества и отдельного человека. Самые важные достижения человека в информатизации – это:
- появление письменности (около $3000$ лет до н.э., Египет);
- изобретение книгопечатания ($X$ век –Китай, $XV$ век –Европа);
- средства связи (телеграф, телефон, радио, телевидение; конец $XIX$-начало $XX$ века).
Сейчас считается что мы постепенно переходим от индустриального общества к постиндустриальному (информационному).
Информационное общество – это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.
Переход к информационному обществу часто называют информатизацией.
Япония, США и некоторые страны Европы (например, Германия) уже приблизились к информационному обществу. Об этом можно судить по следующим признакам:
- внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни;
- развитие средств связи (коммуникаций);
- обучение компьютерной грамотности любого человека;
- свобода доступа к любой информации;
- развитие дистанционного образования с использованием Интернета;
- изменение экономической структуры с точки зрения информатизации;
- изменение уклада жизни людей (общение через Интернет, соц. Сети, интернет-магазины, электронная коммерция…).
В результате индустриализации машины заменили человека, а в результате информатизации компьютеры начинают самостоятельно собирать и обрабатывать информацию, заменяя умственный труд людей.
С одной стороны, переход к информационному обществу облегчает жизнь людей, потому что все рутинные работы выполняет компьютер. С другой стороны, существуют и негативные последствия:
- усиление влияния средств массовой информации (через массовую информацию группа людей может влиять на человеческие массы, что приводит к туристическим актам);
- в результате доступности информации разрушается частная жизнь людей и целых организаций;
- гигантский поток информации не дает определить её достоверность;
- личное общение все чаще заменяется общением в Интернете (социальные сети, чаты, блоги…);
- пожилые люди не могут приспособиться к меняющимся условиям.
В результате информатизации происходит накопление информации в библиотеках, банках и базах данных, которые называют информационными ресурсами страны и мира в целом. В настоящее время, информационные ресурсы стали товаром. Множество фирм оказывают информационные услуги:
- поиск и подбор информации;
- подбор персонала;
- обучение;
- реклама;
- консалтинг;
- создание автоматизированных информационных систем и web-сайтов.
Один из признаков информационного общества-широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни.
Новые информационные технологии – это технологии, связанные с использованием компьютерной техники для хранения, защиты, обработки и передачи информации.
К информационным технологиям относятся:
- подготовка документов;
- поиск информации;
- телекоммуникации (компьютерные сети; Интернет, электронная почта);
- автоматизация систем управления (создание и применение АСУ);
- САПР (внедрение систем автоматизированного проектирования);
- геоинформационные системы (внедрение систем на основе карт и снимков со спутника);
- обучение (компьютерные тренажеры, дистанционное обучение; электронные учебники, развитие мультимедиа).
Возрастание роли информации в современном обществе требует от каждого человека определённой культуры обращения с информацией и информационными технологиями, т.е. информационной культуры.
Информационная культура общества – это способность общества:
- эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией;
- применять достижения и передовые информационные технологии.
Информационная культура человека – это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации. Современный человек должен уметь:
- формулировать свою потребность в информации;
- находить нужную информацию, используя различные источники;
- отбирать и анализировать информацию;
- обрабатывать информацию;
- использовать информацию для принятия решения.
Успешность человека зависит от его умения грамотно работать с информацией.
Понятие «информационная культура» включает в себя и этику использования информации.
Неэтично:
- подавлять высказывания других;
- угрожать кому-то;
- распространять высказывания, изображения, фотографии, личные файлы, мнения других без их согласия;
- сохранять авторство;
- «взламывать» сайты, почтовые ящики, личные странички в социальных сетях, блоги;
- Создавать вредоносные программы с целью хищения информации.
Всё вышеперечисленное является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы, сроком до $5$ лет (УК РФ, статья $272$).
В России выделяют несколько этапов информатизации общества.
На первом этапе ($1991—1994$ гг.) сформировались основы в сфере информатизации. Второй этап ($1994—1998$ гг.) привел к выработке информационной политики государства. Третий этап, который длится и поныне, является этапом формирования политики в сфере построения информационного общества. В $2008$ году была принята Стратегия развития информационного общества до $2020$ г. Ожидаемым итоговым результатом Стратегии станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.
Информатизация общества целиком зависит от компьютеризации и внедрении новых средст связи. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
С одной стороны, развитие компьютерной техники и коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности и кажущуюся полную свободу. С другой стороны, в информационном обществе продолжают действовать все нормы права и морали, которые выработало человечество за всю историю.