Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Электронный дневник школьника: создание, проблемы и перспективы

Основные понятия

Замечание 1

Электронный дневник - компьютерное приложение, как правило, с веб-интерфейсом, предназначенное для аккумулирования, обработки и визуального представления сведений об успеваемости и поведении учащихся. Пользователями такой программы являются, с одной стороны, педагоги, которые формируют базу данных, с другой - семьи, которые читают касающуюся их информацию с помощью персонального компьютера, подключенного к сети.

Электронные дневники реализуются в комплексе с электронными классными журналами, в которых отслеживается учебная деятельность не отдельных учащихся, а всего класса или группы. Электронные дневники с технологической точки зрения являются выборками из классных журналов.

Учебные заведения реализуют электронные дневники и журналы посредством заказа соответствующего программного обеспечения у сторонних разработчиков, часто при посредничестве федеральных, региональных и муниципальных органов, ответственных за образование. Данные об успеваемости хранятся, как правило, в сертифицированных дата-центрах с возможностью доступа по сети Интернет, хотя могут использоваться и локальные решения.

С технической точки зрения электронные дневники представляют собой базы данных, доступ к которой имеют пользователи с различными уровнями полномочий.

  • администраторы: подключают учебные заведения к ПО, назначают операторов, ответственных за внесение и изменение данных;
  • операторы: в этой роли выступают, как правило, учителя, заносящие сведения об оценках и поведении учащихся в базу данных;
  • потребители электронных услуг: это родители и другие заинтересованные лица, которым надлежит следить за успеваемостью учащихся; они получают учетные записи, с помощью которых могут просматривать данные об оценках и поведении своего ребенка.
«Электронный дневник школьника: создание, проблемы и перспективы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Законодательная база

В Российской Федерации деятельность по созданию электронных дневников и их ведению регулируется рядом законодательных актов:

  • федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
  • федеральный закон "О персональных данных";
  • распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р о перечне предоставляемых государством и муниципалитетами услуг;
  • распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. №246-р о совершенствовании школьного образования;
  • постановление Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. №151 о ведении отраслевых перечней государственных и муниципальных услуг;
  • письмо Минобрнауки России от 21.10.2014 №АК-3358/08.

Эти и другие нормативные документы как федерального, так и регионального уровня утверждают принципы создания и функционирования электронного документооборота в учебных заведениях, среди которых наиболее значимы:

  • охрана прав личности: информация об учебной деятельности должна быть надежно защищена, для чего применяются технические средства (хранение данных в защищенных дата-центрах, шифрование) и организационные (инструктажи, повышение уровня компьютерной грамотности учащихся и родителей);
  • автономность: решение о выборе подрядчика для реализации электронных дневников и электронных журналов может приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, муниципалитетов и даже отдельных школ.

Система электронных дневников и журналов на примере Республики Татарстан

Система школьного электронного документооборота сформировалась в Татарстане одной из первых и в целом соответствует требованиям законодательства РФ.

Одной из самых ответственных задач при создании электронных дневников в образовательных учреждениях является организация регистрации пользователей. Ее реализация при предоставлении государственных и муниципальных услуг делегируется специализированным сетевым узлам.

Страница входа на сайт edu.tatar.ru. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Страница входа на сайт edu.tatar.ru. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уполномоченным сертифицированным центром по предоставлению услуг авторизации и идентификации является в России система "Госуслуги" (esia.gosuslugi.ru). В Татарстане действует также собственный сайт госуслуг (uslugi.tatarstan.ru). Родители могут отслеживать успеваемость школьников и на специализированном сайте edu.tatar.ru, подключенном к единой с "Госуслугами" базе данных. В регионе создано также мобильное приложение для просмотра электронных дневников с мобильных устройств. Зарегистрировавшись на любом из перечисленных сайтов, пользователь получает доступ к электронному дневнику своего ребенка.

Пользовательский интерфейс для просмотра отчетов об успеваемости максимально приближен к привычному для родителей виду старых бумажных дневников:

Страница электронного дневника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Страница электронного дневника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На сайте "Госуслуги" можно также посмотреть агрегирующие выборки: успеваемость за произвольный период, средний балл по классу, по потоку, по предмету и т.п.

Выборка об успеваемости за четверть. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Выборка об успеваемости за четверть. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сайт "Госуслуги Татарстана" позволяет родителям, помимо отслеживания успеваемости, пользоваться следующими опциями:

  • подача заявления на зачисление в общеобразовательные организации и в учреждения среднего профессионального образования;
  • просмотр образовательных программ, учебных планов, расписания занятий в образовательных организациях;
  • подача заявления в учреждения дополнительного образования (секцию/кружок);
  • оплата услуг учреждений дополнительного образования;
  • просмотр информации о перечне блюд, входящих в состав школьного меню, проверка баланса школьной карты, получение выписки по операциям за выбранный период, блокировка и восстановление школьной карты;
  • получение информации о зачислении в школы, гимназии, детские сады, результатах вступительных испытаний и итоговой аттестации.

Таким образом, в этой информационной системе заложены возможности для дальнейшего развития и интеграции с учреждениями внешкольного образования, общественного питания и финансовыми институтами.

Дата написания статьи: 06.11.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot