Основные понятия
Электронный дневник - компьютерное приложение, как правило, с веб-интерфейсом, предназначенное для аккумулирования, обработки и визуального представления сведений об успеваемости и поведении учащихся. Пользователями такой программы являются, с одной стороны, педагоги, которые формируют базу данных, с другой - семьи, которые читают касающуюся их информацию с помощью персонального компьютера, подключенного к сети.
Электронные дневники реализуются в комплексе с электронными классными журналами, в которых отслеживается учебная деятельность не отдельных учащихся, а всего класса или группы. Электронные дневники с технологической точки зрения являются выборками из классных журналов.
Учебные заведения реализуют электронные дневники и журналы посредством заказа соответствующего программного обеспечения у сторонних разработчиков, часто при посредничестве федеральных, региональных и муниципальных органов, ответственных за образование. Данные об успеваемости хранятся, как правило, в сертифицированных дата-центрах с возможностью доступа по сети Интернет, хотя могут использоваться и локальные решения.
С технической точки зрения электронные дневники представляют собой базы данных, доступ к которой имеют пользователи с различными уровнями полномочий.
- администраторы: подключают учебные заведения к ПО, назначают операторов, ответственных за внесение и изменение данных;
- операторы: в этой роли выступают, как правило, учителя, заносящие сведения об оценках и поведении учащихся в базу данных;
- потребители электронных услуг: это родители и другие заинтересованные лица, которым надлежит следить за успеваемостью учащихся; они получают учетные записи, с помощью которых могут просматривать данные об оценках и поведении своего ребенка.
Законодательная база
В Российской Федерации деятельность по созданию электронных дневников и их ведению регулируется рядом законодательных актов:
- федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
- федеральный закон "О персональных данных";
- распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р о перечне предоставляемых государством и муниципалитетами услуг;
- распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. №246-р о совершенствовании школьного образования;
- постановление Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. №151 о ведении отраслевых перечней государственных и муниципальных услуг;
- письмо Минобрнауки России от 21.10.2014 №АК-3358/08.
Эти и другие нормативные документы как федерального, так и регионального уровня утверждают принципы создания и функционирования электронного документооборота в учебных заведениях, среди которых наиболее значимы:
- охрана прав личности: информация об учебной деятельности должна быть надежно защищена, для чего применяются технические средства (хранение данных в защищенных дата-центрах, шифрование) и организационные (инструктажи, повышение уровня компьютерной грамотности учащихся и родителей);
- автономность: решение о выборе подрядчика для реализации электронных дневников и электронных журналов может приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, муниципалитетов и даже отдельных школ.
Система электронных дневников и журналов на примере Республики Татарстан
Система школьного электронного документооборота сформировалась в Татарстане одной из первых и в целом соответствует требованиям законодательства РФ.
Одной из самых ответственных задач при создании электронных дневников в образовательных учреждениях является организация регистрации пользователей. Ее реализация при предоставлении государственных и муниципальных услуг делегируется специализированным сетевым узлам.
Рисунок 1. Страница входа на сайт edu.tatar.ru. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уполномоченным сертифицированным центром по предоставлению услуг авторизации и идентификации является в России система "Госуслуги" (esia.gosuslugi.ru). В Татарстане действует также собственный сайт госуслуг (uslugi.tatarstan.ru). Родители могут отслеживать успеваемость школьников и на специализированном сайте edu.tatar.ru, подключенном к единой с "Госуслугами" базе данных. В регионе создано также мобильное приложение для просмотра электронных дневников с мобильных устройств. Зарегистрировавшись на любом из перечисленных сайтов, пользователь получает доступ к электронному дневнику своего ребенка.
Пользовательский интерфейс для просмотра отчетов об успеваемости максимально приближен к привычному для родителей виду старых бумажных дневников:
Рисунок 2. Страница электронного дневника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На сайте "Госуслуги" можно также посмотреть агрегирующие выборки: успеваемость за произвольный период, средний балл по классу, по потоку, по предмету и т.п.
Рисунок 3. Выборка об успеваемости за четверть. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сайт "Госуслуги Татарстана" позволяет родителям, помимо отслеживания успеваемости, пользоваться следующими опциями:
- подача заявления на зачисление в общеобразовательные организации и в учреждения среднего профессионального образования;
- просмотр образовательных программ, учебных планов, расписания занятий в образовательных организациях;
- подача заявления в учреждения дополнительного образования (секцию/кружок);
- оплата услуг учреждений дополнительного образования;
- просмотр информации о перечне блюд, входящих в состав школьного меню, проверка баланса школьной карты, получение выписки по операциям за выбранный период, блокировка и восстановление школьной карты;
- получение информации о зачислении в школы, гимназии, детские сады, результатах вступительных испытаний и итоговой аттестации.
Таким образом, в этой информационной системе заложены возможности для дальнейшего развития и интеграции с учреждениями внешкольного образования, общественного питания и финансовыми институтами.