Социально-экономическое развитие – это обеспечиваемый должностными лицами и органами публичного управления процесс формирования благоприятной среды для эффективного развития производства, непроизводственной сферы, социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, и пр., для обеспечения благосостояния населения и наиболее полной реализации прав личности.
Значение зарубежного опыта социально-экономического развития и его адаптация к российским условиям
Социально-экономическое развитие территории – это ключевая цель функционирования должностных лиц и органов публичных управления на государственном и местном уровнях. В демократически устроенных государствах с рыночной экономикой задача системы публичного управления по обеспечению социально-экономического развития предполагает, прежде всего, формирование необходимых экономических, финансовых, политических, налоговых, административных и иных предпосылок для эффективного развития бизнеса и социальной среды.
Сегодня наиболее востребованным инструментом в области обеспечения социально-экономического развития выступают целевые программы, которые фиксируют систему мероприятий при их увязке с ресурсами и определенными сроками для достижения конкретно определенных социально полезных результатов в соответствующей сфере публичного управления.
Отдельного внимания заслуживает вопрос организации социально-экономического развития территории в сложно устроенных государствах, например, в таких, как Россия, где социально-экономическое развитие государства обеспечивается развитием его региональных и муниципальных территорий. Здесь, прежде всего, необходимо определить наиболее эффективные формы взаимодействия федеральной и региональных властей для обеспечения развития территории исходя из ее специфических характеристик. При этом большое значение приобретают источники финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию, поскольку не все региональные территории на сегодняшний момент обладают необходимыми финансовыми ресурсами для разработки и реализации системы мероприятий развития.
Для совершенствования деятельности по обеспечению социально-экономического развития территорий в России необходимо исследовать зарубежную практику социально-экономического развития с целью выявления наиболее приемлемых позитивных инструментов для адаптации в условиях российской действительности.
Опыт социально-экономического развития США
В США органы публичного управления на уровне штатов и городских территорий имеют специальные агентства, занимающиеся вопросами социально-экономического развития. Эти агентства готовят целевые программы по повышению качества жизни населения конкретной территории.
В США мероприятия социально-экономического развития ориентированы на местную общину, то есть на:
- установление потребностей общины и определение доступности экономических, финансовых, природных, человеческих и других ресурсов для обеспечения таких потребностей;
- совершенствование системы управления и включение в нее принципов устойчивого развития;
- вовлечение населения в принятии решений по вопросам, имеющим значении для общения.
Отдельного внимания в контексте социально-экономического развития территорий США заслуживает вопрос поддержки предпринимательства. В США реализуются целевые программы по содействию развитию предпринимательства, в частности по формированию и развитию интеллектуального капитала в образовательных организациях, создание экономических кластеров и др.
В качестве положительных аспектов реализации социально-экономического развития в США можно выделить ориентацию на нужды населения территории и активное включение населения в решение задач социально-экономического развития. В России уже предпринимаются активные попытки для включения населения в решения задач социально-экономического развития, в том числе посредством реализации институтов государственно-частного и трехстороннего партнерства, которые предполагают аккумуляцию ресурсов некоммерческих организаций, частного бизнеса и публично-правовых образований для последовательного функционирования в определенной общественной сфере для решения конкретных задач развития.
Также не вызывает сомнения, что практика поддержки предпринимательства на всех уровнях публичного управления играет важную роль в социально-экономическом развитии, поскольку субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают гибкость экономики, занятость населения и др.
Опыт социально-экономического развития европейских государств
Прежде всего необходимо отметить, что концепции социально-экономического развития европейских государств различаются исходя из территориального устройства: в унитарных государствах социально-экономическое развитие территории обеспечивается усилиями центральной власти, в то время как в федеративно устроенных государствах полномочия по обеспечению социально-экономического развития региональных территорий распределяются по-разному и осуществляются с использованием разных финансовых и организационных инструментов. Так, например, во Франции коммунами формируются специальные объединения высококвалифицированных специалистов для разработки программ и проектов в области социально-экономического развития для обеспечения интересов местного сообщества.
В качестве приоритетных направлений социально-экономического развития в европейских странах все чаще рассматривается утверждение форм эффективного взаимодействия между субъектами хозяйственной деятельности и учебными и научными заведениями. Это позволяет создавать институты по внедрению на рынок инновационных технологий, разработанных образовательными и научными учреждениями в ответ на запросы бизнеса.
Названные направления обеспечения социально-экономического развития актуальны и для России, где требуется развитие обрабатывающей промышленности, непроизводственных отраслей, в том числе посредством внедрения инновационных решений на рынок.