Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Блок 1: Роль государства в STI
Higher School of Economics , Moscow, 2016
What is Science, Technology and Innovation
Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления.
Технология – совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства,
а также научное описание способов производства.
photo
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или
усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, технологического процесса использованного в
практической деятельности, в новом подходе к социальным услугам.
Инновационная политика - совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для
стабильного и эффективного взаимодействия всех элементов национальной инновационной системы с целью
обеспечения устойчивого и долговременного экономического роста, повышения качества жизни населения.
Во всех развитых странах мира поддержка инновационной политики осуществляется на уровне государства.
Higher School of Economics , Moscow, 2016
3
Ключевые тенденции государственной инновационной политики
поддержка фундаментальных исследований, нацеленных на приобретение итогов,
photo
усовершенствующих науку и технику
финансирование поисковых НИОКР - формирование технологий с
передовыми техническими решениями - передача итогов в область
финансового производства
формирование законодательной и информативной основы, обеспечивающей
финансовый интерес производителей в исполнении инноваций
Higher School of Economics , Moscow, 2016
4
Ключевые игроки в реализации инновационной политики
Государство
(система гос.управления
инновационной повесткой)
Академическая среда
(наука и образование)
Предприниматели, стартапы
и венчурные инвесторы
Финляндия
Зрелые компании
(могут быть мелкими,
средними, крупными)
Higher School of Economics , Moscow, 2016
Прочие периферийные
группы и направления
(например, международное
сообщество)
5
Модели государственного управления приоритетными проектами
Ответственность
Норвегия:
сильное отраслевое министерство
Отраслевое министерство ––
Ministry of Petroleum & Energy
Великобритания:
создание министерства под задачу
Малайзия:
проектный подход
Вновь созданная структура:
Oil & Gas Authority
Dept for Business, Energy &
Industrial Strategy
Ответственное министерство:
Ministry of Energy, Green
Technology and Water
Ministry of Higher Education
Снижение среднего OPEX на
баррель на 30% к 2019г.
Повышение добычи на 250 млн.
баррелей к 2021 г.
Увеличение иностранных
инвестиций в нефте-сервисную
отрасль, создание 6 совместных
предприятий
Концентрация необходимых для
задачи инструментов
государственного регулирования
Проектный офис с подчинением
премьер-министру:
формирование плана
достижения КПЭ
отслеживание исполнения
влияние на карьеру министров
Ключевой
инструмент
КПЭ
Финляндия
Рост среднего коэффициента
извлечения нефти с 46% до 68%
Рост разведанных резервов до
5 млрд. баррелей
Управление госкомпаниями через
СД / наблюдательный совет
Higher School of Economics , Moscow, 2016
6
Проектный подход: возможности использования в России
Модель организации проектной работы имеет три ключевых фактора успеха:
существует единый «владелец» программы трансформации, обладающий широкими полномочиями.
Он формирует идеологию и планирование проектов, координирует разработку дорожных карт и КПЭ,
обеспечивает кросс-функциональную координацию, ведет работу проектных офисов;
реализуется очень глубокая проработка дорожных карт с постановкой четких целей и задач и
распределением ответственности: глубина детализации достигает понедельного планирования, что
обеспечивает прозрачность и эффективность контроля реализации;
благодаря существующей модели, возможно разрешить кросс-функциональные проблемы на
четырех уровнях: рабочая группа проекта, проектный офис, управляющий комитет, премьер-министр.
Проектный подход может стать реальным инструментом достижения задачи инновационного развития России.
Усиление полномочий отраслевых министерств, является аналогом создания гос.корпораций: данный этап не
соответствует текущей фазе развития страны.
Создание структуры под задачу означало бы применительно к России создание института, имеющего мандат на
развитие инноваций в стране, то есть «министерства инноваций». Такая задача трудноисполнима, ввиду того, что
возникает конфликт при разделении мандатов между ним и отраслевыми министерствами.
Higher School of Economics , Moscow, 2016
7
Примеры зарубежных государственных программ развития инноваций
«Индустрия 4.0»
(Германия, 2012)
платформа для запуска высокотехнологичных проектов при участии бизнеса,
университетов и министерств
бюджет 200 млн. евро на 2013-2020 гг.
ожидаемый результат в 2025 г. - рост
добавленной стоимости в шести
секторах на 79 млрд. евро (25%)
инициатива по созданию сети из 15 высокотехнологичных хабов
Национальная сеть
промышленных инноваций
(США, 2012))
«Сделано в Китае 2025»
(Китай, 2015)
стартовый бюджет в 1 млрд. долл. на
10 лет
программа конкурсного софинансирования высокотехнологичных бизнеспроектов и поддержки 10 приоритетных секторов
бюджет превышает 1 млрд. долл.
Higher School of Economics , Moscow, 2016
планируется создание 45
самоокупаемых центров компетенции
повышение производительности с
темпом 7% в год, снижение
зависимости в ключевых отраслях
8
Блок 2.1: Реализация инновационной политики за рубежом
Higher School of Economics , Moscow, 2016
Страны-лидеры по инновациям в 2016 году
ТОП-25 (из 128)
1
Швейцария
(1)
6
Сингапур
(7)
11
Республика
Корея (14)
16
Япония
(19)
21
Израиль
(22)
2
Швеция
(3)
7
Ирландия
(8)
12
Люксембург
(9)
17
Новая
Зеландия (15)
22
Норвегия
(20)
3
Великобритания
(2)
8
Дания
(10)
13
Исландия
(13)
18
Франция
(21)
23
Бельгия
(25)
4
США
(5)
9
Нидерланды
(4)
14
Гонконг
(11)
19
Австралия
(17)
24
Эстония
(23)
5
Финляндия
(6)
Германия
(12)
15
Канада
(16)
20
Австрия
(18)
25
Китай
(29)
43
Россия (48)
10
photo
ph
*Source: World Intellectual Property Organization
наличие исследовательских программ заинтересованность государства в стартапах и
новаторских проектах
простота открытия и ведения бизнеса
развитость инфраструктуры
Higher School of Economics , Moscow, 2016
Ключевые
параметры для
инвесторов
oto
10
Финансирование НИОКР
Доля затрат на НИОКР в ВВП, %
4,29
4,11
3,58
3,17 3,16 3,08
2,99
2,87 2,80
2,46
2,26 2,19
2,05 1,97
1,71 1,70 1,61
1,52
1,19
Источник: www.uis.unesco.org
Higher School of Economics , Moscow, 2016
11
Финансирование НИОКР
457
Всего затрат на НИОКР, млрд.долл
Доля затрат бизнеса на НИОКР, млрд.долл
369
323
285
44
USA
China
26
Russian Federation
48
17
India
40
Brazil
22
12
Australia
Источник: www.uis.unesco.org
Higher School of Economics , Moscow, 2016
12
Финансирование НИОКР на примере нефтедобывающей отрасли, в
авиа- и автомобилестроении
5,1
4,8
5,9
4,6
3,8
5,6
3,4
2,6
3,5
2,5
2,1
2,0
1,2
1,4
1,2
0,7
0,6
0,6
0,5
0,4
Расходы на НИОКР в % от
выручки
Higher School of Economics , Moscow, 2016
0,4
0,3
0,2
0,2
13
Виды инновационной деятельности стран-лидеров
Производство
Топ-5
Южная Корея
Израиль
Финляндия
Швеция
Япония
Топ-5
Швейцария
Ирландия
Сингапур
Германия
Австрия
photo
Высокотехнологичные компании
НИОКР
Топ-5
США
Китай
Япония
Южная Корея
Канада
photo
Топ-5
Южная Корея
Россия
Финляндия
Израиль
Украина
Топ-5
Финляндия
Исландия
Дания
Израиль
Сингапур
Higher School of Economics , Moscow, 2016
Высшее
образование
Патенты
Специалисты в
сфере НИОКР
Топ-5
Южная Корея
Россия
Финляндия
Израиль
Украина
oto
14
О государственной политике европейских стран в области инноваций
Основные меры поддержки инноваций
Великобритани
Великобритания
я
Создано Министерство бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, задачи которого:
- вывод металлургической отрасли из кризиса;
- строительство атомной электростанции.
photo
Программа Eight Great Technologies нацелена на технологии, в которых у страны уже есть значительный
задел.
Финляндия
Финляндия
Одна из задач, заявленных в «Research and innovation policy review 2015—2020»:
- более эффективное использование результатов НИОКР в крупных компаниях
Фокус на поддержке инноваций в крупных компаниях: «помочь крупным компаниям избежать судьбы
Nokia».
photo
Германия
Инновационная стратегия (Hightech-2020) сфокусирована на поддержке существующих компетенций:
- непрерывная модернизация крупных отраслей (автопром, машиностроение, химия) и компаний;
- повышение квалификации и переобучение;
- развитие приоритетных направлений исследований.
Норвегия
Инновационная политика строится на отраслевой поддержке «национальных чемпионов», в которых
государство владеет значительной долей:
- Нефть/газ (Statoil), TMT (Telenor), алюминий (Norsk Hydro), удобрения (Yara), банки (DnBNor),
электроэнергия (Statkraft) и др.
Higher School of Economics , Moscow, 2016
oto
15
Блок 2.2: Реализация инновационной политики в России
Higher School of Economics , Moscow, 2016
Российская инновационная система
Глобальный
инновационный индекс
Ресурсы
инноваций*
Результаты
инноваций**
Эффективность
инноваций
2014
49
56
45
49
2015
48
52
49
60
2016
43
44
47
69
Сильные стороны
занятость женщин с высшим образованием
(2-е место из 128)
размер внутреннего рынка (6)
число патентных заявок, поданных нац. заявителями в
патентные ведомства страны (7)
выпускники вузов по научным и инженерным
специальностям (11)
экспорт культурных и творческих услуг (11)
работники, занятые в сфере наукоемких услуг (14)
платежи за использование объектов интеллектуальной
собственности (14)
соотношение ученики/преподаватели в среднем
образовании (16)
валовый коэффициент охвата высшим образованием
(16)
Higher School of Economics , Moscow, 2016
* - институты, развитие внутреннего рынка, развитие
бизнеса, человеческий капитал и наука, инфраструктура
** - развитие технологий и экономики знаний, развитие
креативной деятельности
Слабые стороны
ВВП на единицу использования энергии (114)
инновационные связи (112)
инвестиции (107)
верховенство закона (104)
политическая стабильность и отсутствие терроризма
(103)
уровень развития кластеров (101)
валовое накопление капитала (95)
информационно-коммуникационные технологии (94)
исследования и разработки, финансируемые из
зарубежных источников (76)
валовый кредитный портфель микрофинансовых
организаций (72)
сделки с использованием венчурного капитала (67)
photo
17
Национальная инновационная система: модель координации
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)
Разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»
Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и
инновационному развитию России
Минэкономразвития
России
Минобрнауки
России
Минпромторг
России
Минкомсвязи
России
Отбор ключевых технологических приоритетов
и инновационных проектов
Координация и управление реализацией
Стратегии
Контроль за реализацией Стратегии
Департаменты по инновационному развитию в ФОИВ
Отраслевая наука, НИОКРподразделения
предприятий
Бизнес
Технологические
платформы
Государство
Потребители
Сколково
Higher School of Economics , Moscow, 2016
Наука
oto
18
Функции координаторов Стратегии
Минэкономразвития России
Коммерциализация
результатов научной
деятельности
Стимулирование спроса
на инновации со
стороны реального
сектора экономики
Содействие
инновационному
развитию регионов
+ Минобрнауки России,
Минтранс России, Минэнерго
России, Минкомсвязь России
Минобрнауки России
Формирование предложений
для развития инновационной
экономики со стороны сектора
исследований и разработок
Координация действия всех
ведомств, направленных на
подготовку кадров для
реализации инновационной
политики
Финансирование программ
фундаментальных
исследований
Координация
фундаментальных
исследований и
формирование научнотехнического задела в блоке
обеспечения обороны и
безопасности
+ Минобороны России
Минкомсвязь России
Минпромторг России
Популяризация в
обществе научной и
инновационной
деятельности
Координация реализации
инновационных разработок
промышленности
Взаимодействие с научнотехническим блоком
обеспечения обороны и
безопасности
+ Минобороны России,
ФСБ России, МВД
России
+ Минэкономразвития
России, Минобрнауки
России, Минкультуры
России, Россмолодежь
Департаменты по инновационному развитию в ФОИВ
Отраслевые стратегии инновационного развития
Меры в составе государственных программ,
подпрограмм и ФЦП
инструменты реализации
[ АО «РВК», ВЭБ, ФРП ], [ ГК «Роснано», ГК «Ростех» ], [ РФФИ, РАН, вузы, РГНФ ], [ АСИ, АТР ]
инфраструктура
ИЦ Сколково, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий
Higher School of Economics , Moscow, 2016
19
Меры поддержки
Минобрнауки России, Минпромторг России, Минкомсвязь России,
Минэкономразвития России
предоставление образовательных услуг;
предоставление информационной поддержки;
формирование спроса на инновационную продукцию;
предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной
документации;
финансовое обеспечение (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы
в уставный капитал).
Higher School of Economics , Moscow, 2016
15
Каналы реализации инновационной политики
Программа инновационного развития (ПИР) – это согласованный по задачам, ресурсам и срокам
осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических,
производственных и организационных мероприятий по созданию конкурентоспособной
продукции.
Технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на
активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов
(услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок
на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского
общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического,
инновационного развития.
Бизнес-инкубатор – это специализированная организация, которая оказывает поддержку
начинающим предпринимателям и способствует развитию стартапа.
Технопарк - это научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого
состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних
наукоемких инновационных фирм-клиентов.
Региональный кластер – это совокупность фирм, университетов и других организаций,
связанных в определенной производственной области в определенном регионе, где синергия
достигается при помощи конкуренции и кооперации между участниками.
Higher School of Economics , Moscow, 2016
15
Результаты реализуемой инновационной политики
2015 – 2016 гг. (новые)
До 2015 г.
Реорганизация РАН
Госпрограммы «5-100», «Прикладной бакалавриат»,
«Фундаментальные научные исследования»
Создание ФАНО, РНФ, ФПИ, НИЦ Жуковского
Отладка механизмов финансирования науки (изменения в ФЗ №270)
Финансирование в рамках программы «Развитие науки и
технологий»
Реструктуризация ФАНО, учреждение ФИЦ
Объединение РГНФ и РФФИ
ФЗ и минимизации директивного управления
Развитие системы детских технопарков
Строительство инновационных территориальных кластеров
«Сколково», «Иннополис», «Долина МГУ»
Создание системы институтов развития
Реализация НПИ
Разработка НТИ
Финансирование в рамках госпрограммы «Экономическое развитие
и инновационная экономика»
Форум «Открытые инновации», «Startup Village», «GenerationS»
Разработка стратегии НТИ
Проектный офис НТИ
Финансирование ДК НТИ
ДК взаимодействия РВК & Сколково
Отраслевые венчурные фонды
Налоговые льготы на владение ценными бумагами
Разработка и последующая актуализация ПИР, внедрение КПЭ
Принятие льгот на инновационную деятельность
Субсидии на развитие инжиниринга
Субсидирование ставок по инвест. кредитам и затрат на НИОКР
Создание АТР, РЭЦ
Создание ФРП, начало финансирования проектов
Запуск механизма СПИК
Обязательны госсзакупки у МСБ
Поддержка зарубежного патентования
Проект «Национальные чемпионы»
НИИ и вузы
Стартапы
Зрелые
бизнесы
Higher School of Economics , Moscow, 2016
22
Блок 3: Ключевые проблемы, препятствующие развитию инноваций в России
Higher School of Economics , Moscow, 2016
23
Почему мы не совершаем структурный разворот к технологичной
экономике?
«риск в квадрате»
общие институциональные риски ведения бизнеса (неэкономические издержки, слабая защита собственности,
административные барьеры и т.д.) умножаются на дополнительный риск, по природе присущий
инновационному бизнесу
«близкий горизонт» планирования
неприемлем для инвестирования в технологии (отсутствие понятной стратегии развития страны, сомнения в
макроэкономической стабильности, недостаток «длинных денег» в экономике, привычка зарабатывать на
коротких сделках с государственными структурами)
«зарегулированность» экономической деятельности
инновации не попадают в узкие рамки регулирования и действующего законодательного поля
«избирательная поддержка»
избирательная поддержка государством отдельных инновационных решений – в ущерб универсальным
мерам по созданию инновационной среды
Higher School of Economics , Moscow, 2016
15
Барьеры для развития инноваций
Крупный бизнес
внутренние процессы препятствуют развитию инноваций
отсутствие ответственности на среднесрочном горизонте
руководство не продвигает инновационную повестку
отсутствие компетенций для управления НИОКР
Регулирование и гос. поддержка
отсутствие стратегического
подхода к отраслевым стандартам
отсутствие жестких обязательств
по снижению поддержки
убыточных производителей
недостаточный объем поддержки
инноваций, в том числе экспорта
высокотехнологичной продукции
Поставщики и
субподрядчики
ограничение количества
субподрядчиков вследствие
вертикальной интеграции
крупного бизнеса
отсутствие средств на
инновации
высокие барьеры для входа
Рынки
Higher School of Economics , Moscow, 2016
в системе ценообразования ГОЗ
отсутствуют стимулы для
инноваций и развития кооперации
отсутствие конкуренции с
иностранными компаниями даже на
российском рынке
отсутствие конкурентного
предложения для экспорта
25
Последствия технологического отставания России
Снижение доли в глобальной
экономике
Расширение зависимости
от импорта
Ухудшение качества жизни
относительно мирового
уровня
Усложнение задачи
поддержания военного
потенциала
Деградация научных школ
и производственной базы
Уменьшение
привлекательности и
сокращение арсенала «мягкой
силы»
Higher School of Economics , Moscow, 2016
26
Вопросы для обсуждения
В чем сложности внедрения результатов НИОКР в производство?
Почему частные инвесторы не финансируют НИОКР?
Как влияют институциональные и культурные факторы на развитие
инноваций?
Насколько хорошо развито патентное регулирование и защита
авторских прав в России?
Higher School of Economics , Moscow, 2016
27
Интересные факты
Государства инвестируют и зарабатывают на продаже интеллектуальной
собственности. Соединенным Штатам эта статья дохода приносит ежегодно 150 млрд.
долл. (для сравнения – «нефтяные доходы» России в 2015 году составили около
90 млрд. долл.).
В топ-10 мировых «транжир» на научные исследования входят: два автогиганта
(Volkswagen, Toyota), лидеры ИТ-индустрии (Intel, Microsoft, Google), Samsung и четыре
компании, связанные с медициной (Roche, Novartis, Johnson&Johnson, Merc). На R&D
они расходуют от 5% до 20% годовой выручки. В денежном выражении речь идет
о 8-14 млрд. долл.
Из известных мировых корпоративных гигантов самым «прижимистым» оказался
Apple. При нахождении в компании Стива Джобса на НИОКР стали тратить менее 3% при
астрономическом росте выручки.
Higher School of Economics , Moscow, 2016
28