Организационные структуры в органах власти – это совокупность элементов управленческой структуры органов государственной власти, представляющих собой должности, подразделения и службы, действующие в определенной системе взаимосвязей, соподчиненности и в рамках общих коммуникационных каналов.
Сущность и значение проектирования организационных структур органов государственного управления
Осуществление проектирования оргструктур в системе государственного управления является неординарным и трудоемким процессом, в связи с тем, что элементом организационной структуры государственного управления выступает орган этого управления, находящийся в непосредственной взаимосвязи с формированием системы воздействия государственного управляющего характера.
Органы государственного управления отвечают следующим характеристикам:
- во-первых, функциональным;
- во-вторых, социологическим;
- в-третьих, юридическим;
- в-четвертых, организационным.
Оргструктура органа государственного управления выражается в принадлежности этого органа к системе государственного аппарата, показывает организационные свойства этого органа, а также иллюстрирует их влияние на организационную структуру государственного управления в целом.
Эффективность организационной структуры органов государственного управления находится под влиянием:
- во-первых, реальной взаимосвязи между государственными служащими, занятыми деятельностью отдельных органов государственного управления, и работой эти служащих, отражаемой в схемах оргструктур и должностных обязанностях;
- во-вторых, политики управления и методов, способных воздействовать на поведение государственных служащих;
- в-третьих, полномочий и функций государственных служащих разных уровней управления.
Оргструктура органа государственного управления выступает в качестве особого государственного правового явления, обусловленного общественно-политической природой, функциональной социальной ролью, содержанием и целями государственного управления обществом. В состав оргструктуры органа государственного управления включается организация и устойчивая взаимосвязь кадровых ресурсов, технических и иных средств, которые выделяются и тратятся обществом на создание и осуществление государственных управляющих воздействий.
Виды организационных структур органов государственного управления
Оргструктуры органов государственного управления могут быть разделены на следующие типы:
- линейная;
- функциональная;
- штабная;
- матричная;
- дивизионная;
- проектная;
- бригадная и так далее.
При этом определяющее значение имеет не вид организационной структуры органов государственного управления, а характер ее действий, содержание выполняемых ею функций, эффективность ее функционирования.
Выбор вида организационной структуры органов государственного управления влияет на эффективность и рациональность государственного управления в целом. Компоненты организационной структуры органа государственного управления отражают актуальность ее построения, необходимость усовершенствования взаимодействия и соподчиненности различных элементов и звеньев.
Особенности зарубежных организационных структуры государственной власти и их применение в российской практике государственного управления
Для зарубежных систем проектирования организационных структур государственного управления характерен высокий уровень гибкости, адаптивности. В таких странах как Япония, США, Германия, организационная структура государственной власти строится в соответствии с «блочным» типом, который позволяет менять отдельные структурные элементы, не меняя структуры органа государственного управления в целом.
Для российской практики характерно применение линейно-функциональной организационной структуры государственного управления. Эта система включает в себя элементы функциональной и линейной организационных структур. Преимуществом этой системы является возможность назначения в рамках одного структурного подразделения персонала, деятельность которого направлена на выполнение сходных задач. Однако для данного типа организационной структуры характерен слабый тип взаимосвязи горизонтального уровня, чрезмерное развитие вертикальной субординации и наличие громоздкого аппарата функциональных служб.
Для российской системы проектирования организационных структур государственного управления характерно отсутствие понимание, сложившегося в западной практике, относительно того, что организационная структура государственного органа должна определяться целями и функциональной нагрузкой управления, а не единственно возможной практикой построения этой структуры.
В отличие от зарубежной практики в России сначала формируют организационную структуру органов государственного управления, а затем наделяет ее определенными целями и функциональной нагрузкой.
Для большинства зарубежных стран характерно использование многомерных форм оргструктур государственного управления. Главной отличительной характеристикой этих структур является возможность изменения формы, приспособление к изменчивым условиям. Именно данное свойство позволило обозначить данные структуры как адаптивные.
Также для западных организационных структур государственного управления характерно применение матричных форм, позволяющих обеспечивать решение линейного вида организационной структуры программно-целевым видом.
Западный опыт проектирования оргструктур органов государственного управления основан на стремлении к максимально эффективному решению задач государственного управления, минимизации численности управленческого персонала и гибкого подхода к работе по целям и результатам. Российские органы государственного управления пока еще только находятся на пути к такому подходу.