Государственная кадровая политика – это специальное направление публичного управления и соответствующая деятельность должностных лиц и органов публичного управления по обеспечению государственного аппарата персоналом за счет организации его подготовки и переподготовки, установления требований к отбору персонала, применения системы инструментов профессионального развития персонала, системы инструментов стимулирования к эффективной реализации служебных обязанностей.
Понятие и значение государственной кадровой политики
В самом общем виде, государственная кадровая политика может быть охарактеризована как целенаправленная деятельность государства в лице должностных лиц и органов государственного управления по формированию требований в отношении лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы или замещающих должности государственной службы, в том числе организация:
- отбора персонала для государственной службы;
- подготовки персонала для государственной службы;
- рационального использования персонала для решения задач государственного управления;
- обеспечения профессионального развития персонала Государственного аппарата и реализации его потенциала.
Значение кадровой политики системы государственного управления заключается в:
- привлечении на службу специалистов высокого уровня, имеющих необходимые практические навыки и деловые качества;
- формировании благоприятной среды для удержания в системе государственного управления специалистов высокого уровня, в том числе установлении системы мер материального и нематериального поощрения;
- рациональном использовании персонала государственного аппарата для наиболее эффективного решения задач государственного управления;
- обеспечении постоянного профессионального развития государственных служащих.
В современных демократических государствах кадровая политика ориентирована на формирование эффективного аппарата управления за счет установления эффективных требований к отбору специалистов, их профессиональному развитию и стимулированию их эффективной служебной деятельности. При этом в практике зарубежных государств сложились разные модели кадровой политики.
Общая характеристика зарубежного опыта государственной кадровой политики
Государство и общество стремится сегодня в демократически развитых государствах сформировать государственный аппарат и систему государственной службы таким образом, чтобы задачи публичного управления в интересах населения решались наиболее эффективным образом. Так, например, на базе единого стандарта государственной службы в западноевропейских государствах и США сформированы специальные программы подготовки и переподготовки кадров для замещения должностей в государственном аппарате.
Несмотря на разнообразие подходов можно выделить две основные модели государственной кадровой политики в Европе и США:
- англосаксонскую;
- континентальную.
Англосаксонская государственная кадровая политика
На начальном этапе формирования англосаксонской государственной кадровой политики значительное внимание при отборе лиц для замещения должностей государственной службы уделялось юридическому образованию. На сегодняшний момент в связи с разделением системы исполнительной на государственные комитеты и частные корпорации требования в отношении правовой подготовки сохранились для тех служащих, которые разрабатывают управленческие решения. Те же служащие, которые заняты в частном секторе в непосредственной реализации управленческих решений, могут и не иметь специальной юридической подготовки.
Англосаксонская модель государственной кадровой политики не предполагает централизованной системы подготовки государственных служащих. Для служащих реализующих служебную деятельность в разных сферах публичного управления действуют специальные программы, например, управление государственным сектором, государственное администрирование и пр.
Профессиональному развитию государственных служащих уделяется значительное внимание, при этом их профессиональное развитие тесно связано с теми практическими задачами, которые они непосредственно выполняют в рамках служебных обязанностей. На каждый орган публичного управления возложены обязанности по формированию собственной программы подготовки резерва кадров и по планированию использования кадрового потенциала.
Англосаксонская кадровая политика предполагает формирование системы критериев оценки компетентности лиц, замещающих должности государственной службы, что, в свою очередь:
- создает дополнительный стимул для профессионального развития и саморазвития служащих;
- ориентирует программы подготовки и переподготовки служащих на практику.
Континентальная государственная кадровая политика
Континентальная модель государственной кадровой политики, например, во Франции, предполагает систему конкурсного отбора на должности государственной службы.
По общему правилу, к участию в конкурсе допускаются французские граждане, достигшие совершеннолетия, не лишенные гражданских прав. При этом для замещения отдельных должностей предъявляются дополнительные требования к состоянию здоровья, профессиональной подготовке, отсутствию судимости или иной формы преследования по закону. Необходимо отметить, что к замещению большей части должностей допущены и граждане Евросоюза.
Для стимулирования лиц, замещающих должности государственной службы, и предотвращения замкнутости института государственной службы от французского населения, законодательством в указанной сфере предусмотрена обязанность органов публичного управления обеспечивать условия для постоянного обучения и профессионального развития лиц, замещающих должности государственной службы. В качестве инструментов профессионального развития предусматриваются преимущественно краткосрочные курсы, которые, кроме повышения эффективности деятельности, обеспечивают карьерное развитие служащих посредством подготовки к конкурсному отбору для замещения вышестоящих должностей.