Закупка у субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) – это направление государственной поддержки субъектов МСП, которое опосредует законодательные гарантии обеспечения допуска субъектов МСП к контрактной системе в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также к закупкам основных заказчиков, реализующих закупочную деятельность в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ.
Значение закупки у субъектов МСП
В современных экономически развитых государствах малое и среднее предпринимательство выступает основой экономической системы. Указанное актуализирует для эффективного развития экономической России разработку и реализацию мероприятий по всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса.
Субъекты МСП в системе государственных закупок крайне важны, поскольку:
- участие субъектов МСП в закупках формирует необходимую конкурентную среду. Конкуренция, в свою очередь, ведет к повышению качества продукта и оптимизации его стоимости;
- участие субъектов МСП в закупках является стимулом и инструментом их развития, поскольку они получают возможность взаимодействовать с надежным заказчиком, в социально значимых отраслях и пр.
Согласно положениям федерального закона № 44-ФЗ, кроме муниципальных и региональных проектов содействия представителям малого и среднего бизнеса, к числу приоритетных направлений поддержки МСП относится расширение их допуска контрактной системе в сфере закупок товара, работы, услуги для нужд государства и муниципалитета, а также к закупкам основных заказчиков, которые реализуют закупочную деятельность на основании норм федерального закона № 223-ФЗ.
Для обеспечения реализации указанных гарантий в отношении субъектов малого и среднего бизнеса законодательством предусматривается ответственность за невыполнение заказчиками требований об осуществлении закупок у субъектов МСП, в том числе:
- невыполнение заказчиком обязанности произвести закупку у субъекта МСП в течение года в установленном объеме;
- размещение недостоверных сведений о годовом объеме закупок у субъектов МСП;
- не размещение отчета относительно годового объема закупок и доли закупок у субъектов МСП в информационной системе.
Закупка у субъектов МСП в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ
В соответствии с положениями федерального закона № 44-ФЗ государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные предприятия и учреждения как заказчики обязаны осуществлять закупки для нужд государства и муниципалитета у субъектов МСП и некоммерческих организаций, имеющих социальную направленность, в объеме не менее чем на четверть от совокупного годового объема закупок, в следующих случаях:
- в случае проведения открытого конкурентного определения поставщика, в котором участниками закупки выступают исключительно субъекта МСП и некоммерческие организации социальной направленности. В этом случае начальная или максимальная цена контракта должна быть не более 20 млн руб.;
- в случае, когда при определении поставщика, не являющегося субъектом МСП, в извещении заказчик может установить требование по привлечению к исполнению контракта в качестве субподрядчиков представителей МСП, некоммерческих организаций.
При этом для установления объема закупок из состава годового объема закупок исключаются:
- закупки, которые направлены на обеспечение нужд обороны и безопасности государства;
- закупки, объектом которых выступают услуги по предоставлению кредитов;
- закупки, которые осуществляются у единственного поставщика в соответствии с положениями федерального законодательства;
- закупки, объектом которых выступает работа в области использования атомной энергии;
- закупки, при реализации которых используются закрытые способы определения поставщика.
Закупка у субъектов МСП в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ
Для обеспечения участия представителей малого и среднего бизнеса в закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ, постановлением федерального правительства определены годовой объем закупок, который должен осуществляться у субъектов МСП, а также процедура расчета годового объема закупок.
Так, годовой объем закупок у субъектов МСП отдельными видами юридических лиц должен составлять не менее четверти от совокупный годовой стоимости контрактов. Закупки у субъектов малого и среднего бизнеса осуществляются следующим образом – реализуются торги и другие способы закупки, в отношении которых установлена обязанность привлечения к реализации контракта в качестве соисполнителей субъектов МСП, участниками которых выступают любые лица, в том числе представители малого и среднего бизнеса либо только субъекты МСП.
Постановлением устанавливается процедура расчета годового объема закупки отдельных видов продукции, в том числе инновационной, высокотехнологичной у субъектов МСП.
Для более эффективного привлечения к закупочной деятельности субъектов МСП необходимо повышать долю контрактов, которые заказчики обязаны заключать с субъектами МСП, а также упрощать процедуру участия субъектов МСП в конкурсном отборе.
Направления расширения доступа субъектов МСП к закупкам
Для того чтобы расширить доступ субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам необходимо:
- закрепление исчерпывающего перечня документов, которые могут быть затребованы заказчиком в составе заявки от субъектов МСП;
- законодательное увеличение доли закупок у субъектов МСП в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ;
- повышение объема закупок у субъектов МСП отдельными видами юридических лиц по прямым контрактам;
- ужесточение ответственности заказчиков за нарушения требований по повышению доступности для субъектов МСП закупочной деятельности;
- сокращение реальной стоимости участия субъектов МСП в торгах;
- расширение возможностей субъектов МСП для получения аванса у заказчика, поскольку нередко у представителей малого и среднего бизнеса на начальном этапе их функционирования и на начальном этапе реализации контрактной деятельности не имеется достаточного объема финансовых ресурсов.